odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Category:

Рапорт командира шлюпа «Сенявин» капитан-лейтенанта Ф.П. Литке ...

Рапорт командира шлюпа «Сенявин» капитан-лейтенанта Ф.П. Литке 1 Адмиралтейств-коллегии о плавании судна от Ново-Архангельска до Камчатки

Петропавловский порт

18 октября 1827 г.

Рапортом моим от 19-го прошедшаго июля, коего дубликат при сем прилагается 2, имел я честь доносить Государственной адмиралтейств-коллегии об отправлении моем из Ново-Архангельского порта к острову Уналашке для получения в сем месте алеут и алеутских байдарок, коими в первом месте мы не могли быть снабжены. Исправляющий должность главнаго правителя колоний Российско-Американской компании 3, пользуясь сим случаем, отправил с нами некоторое количество пшеницы, ибо по последним известиям худой лов рыбы и китов в Уналашке заставлял опасаться там голода.
Переход сей был весьма неудачен. Штили попеременно с западными ветрами продолжались три недели. 7 августа в широте 52° и долготе 161° получили мы, наконец, SO-й ветр, с которым к следующему же вечеру приближились к NO-му берегу острова Уналашки. Ночью застиг нас крепкий SO-й ветр с густым туманом. Положение шлюпа было весьма опасное. Во избежание большей беды, которая бы могла случиться, если б столь неблагоприятное время продолжилось, решился я спуститься в Уналгинской пролив. Провидение благословило успехом сие предприятие: мы в тот же день остановились благополучно на якоре в сем проливе, а 10-го пришли в Капитанскую гавань.
Немедленно были сделаны все распоряжения к здаче правителю заселения Иллюлюк привезенной нами пшеницы и получению от него потребных нам алеут, и [215] 11-го числа шлюп был уже готов отправиться в море, но сделавшиеся непостоянные между N и W ветры не только не допустили сделать сего в то же время, но продержали нас на месте до 19 августа. В продолжении сего времени снимались мы 4 раза с якоря и столько же раз должны были возвращаться на прежнее место. 19-го, наконец, с ровным ветром от NW вышли в море и направили курс к острову Св. Георгия, который и увидели 21-го поутру. Определя долготу онаго и описав его, продолжали путь к острову Св. Матвея, которому по силе инструкции Государственнаго адмиралтейскаго департамента 4 долженствовали произвести подробную опись. 24 августа ввечеру увидели мы примечательный остров, названный Куком Пинекль 5, а после бурной ночи, приближась к 25-го поутру к мысу Упрайт, начали от онаго опись острова Св. Матвея, продолжавшуюся до 31 августа. В течении сей недели обозрели мы оный остров подробно со всех сторон и определили многократными наблюдениями географическое его положение. Погоды благоприятствовали нам вообще более, нежели бы в столь позднее время года можно было надеяться, и остров Св. Матвея можно теперь почесть одним из наилучше определенных в Беринговом море мест.

Инструкциею Государственного адмиралтейского департамента предписано мне было по окончании описи острова Св. Матвея следовать к Берингову проливу и оттуда начать обозрение берега Чукоцкой земли. Наступление сентября месяца не позволило, однако же, более помышлять не только о плавании за Полярный круг, но и вообще о предприятии новых описей. Со всем тем, как погоды продолжались до того времени довольно благоприятныя, то и вознамерился я идти к мысу Св. Фаддея с тем, чтобы, следуя оттуда к S, при всяком удобном случае подходить к берегу и определять приметные онаго пункты. Намерение сие заставил меня переменить в следующий же день крепкий О-й ветр, наставший со всеми признаками постояннаго и продолжительнаго ненастья. В сем предположении я и не ошибся, ибо на всем переходе к берегам Камчатки, к которым я взял курс 1 сентября, за исключением одного или двух дней, сопровождали нас сильныя бури, наиболее с восточной стороны, при самых ненастных погодах. При таковых обстоятельствах, находясь у берегов, подвергались бы мы только опасностям и без всякой пользы, и потому я не имел ни малейшей причины сожалеть, что не продолжал идти к мысу Св. Фаддея.

8 сентября находились мы у севернаго берега острова Беринга, который, пользуясь ясным временем, успели описать и определить в широте и долготе. 11-го усмотрели Шипунский мыс, в следующий день за противным ветром остановились на якоре пред устьем Авачинской губы, а 13-го прибыли благополучно в гавань Св. Петра и Павла.

Больных имели мы по прибытии сюда 6 человек, но сплошь наружными болезнями, как-то ногтоедами, порезами, ушибами; вообще же состояние здоровья вверенной мне команды было и есть таково, какова лучше желать нельзя, что должен я приписать наиболее попечительности и искуству доктора Мертенса.

Порученный мне шлюп находится в столь же хорошем состоянии, как при отправлении из Кронштата. За исключением одного верпа с половиною кабельтова, потерянных в губе Зачатия, не претерпели мы доселе не только никаких важных потерь или повреждений, но ни же малейшей рангоутной вещи не лишились. Сие обстоятельство может служить наилучшим засвидетельствованием искуства и внимательности вахтенных командиров г-д лейтенантов Завалишина и Аболешева и мичмана Ратманова, исполнительности подчиненных им офицеров и расторопности екипажа.

Находившийся на порученном мне шлюпе для Охотскаго и Петропавловскаго портов груз, равно и служители, на службу сюда с нами присланные, сданы в здешнем порте исправно. Шлюп во всех частях исправлен и обстоит в готовности к отправлению в море для изследования на основании инструкции Государственнаго адмиралтейскаго департамента архипелага Каролинских островов 6. [216]

Карты произведенных нами описей 7 со всеми относящимися к тому документами представлены от меня в Государственный адмиралтейский департамент, о чем Государственной адмиралтейств-коллегии имею честь донести.

Капитан-лейтенант Литке 1-й.

Резолюция: Представить в оригинале г-ну министру при рапорте. Маия 31 д[ня] 1828 8.

Помета: Получ[ен] маия 30 1828.

Tags: РАК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments