Зачем "Магнит" рвался к острову Врангеля?

Канонерская лодка "Магнит"...
МАГНИТ

Публикация моего сообщения "Х.П.Бирич на канонерской лодке "Магнит"..." http://odynokiy.livejournal.com/259858.html с рассказом С.Гаврилова "Последний подъём Андреевского флага", вызвала целую волну перепостов и комментариев, переполненных слезами умиления и "хрустом французской булки".
Стараясь при освещении событий гражданской войны быть по возможности объективным и индифферентным...ибо пребываю в твёрдой уверенности, что поиски правых/виноватых в гражданском противостоянии есть беспросветная глупость...сегодня для "противовеса" выкладываю ещё материалы о канонерке "Магнит".

Зачем "Магнит" рвался к острову Врангеля?

"...На участке Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны много уникальных уголков природы. Благодаря труднодоступности они сумели сохранить первозданность. Но удаленность этих уголков имеет и оборотную сторону медали. Они недостаточно изучены, а потому продолжают хранить тайны, связанные с их открытием, освоением и изучением. К числу таких "терра инкогнито" относится и остров Врангеля. Он уникален уже тем, что, разделенный почти на две равные части 180-м меридианом, находится одновременно в западном и восточном полушариях.

Если говорить о природе острова, омываемого двумя морями Северного Ледовитого океана, то она достаточно хорошо изучена. На Врангеля в рамках существующего заповедника постоянно работают ученые. Но прошлое острова не только мрачно, но и туманно. На мой взгляд, одной из неизученных страниц Врангеля остается попытка русской канонерской лодки "Магнит" из состава Сибирской военной флотилии пройти к острову ранней осенью 1922 года. Впрочем, корабль с большой натяжкой можно называть канонеркой. Изначально суденышко водоизмещением всего 900 тонн представляло собой минный кабельщик минного батальона Владивостокской крепости. Но перипетии Гражданской войны превратили "Магнит" в канонерку, заставили из прибрежных вод выйти в открытый океан.

Весной 1922 года командующий Сибирской военной флотилией адмирал Ю.К. Старк, подчинявшийся Приамурскому правительству братьев Меркуловых, принимает решение направить "Магнит" в плавание "на охрану берегов Камчатки". Уже сам по себе выбор корабля для крейсирования вызывает удивление. Сибирская военная флотилия не могла похвастаться большим разнообразием судов. И все-таки в данном случае адмирал Старк выбор имел. В его распоряжении находился охранный крейсер "Лейтенант Дыдымов", специально построенный для этих целей и имевший опыт плавания у берегов Камчатки, в Беринговом и Охотском морях. Удивляют и сами цели путешествия. Полагаю, что Старк, как и лидеры Приамурского правительства братья Меркуловы, не строили иллюзий относительно перспектив существования своего режима. Москва уже начала переговоры с японцами о прекращении их интервенции на Дальнем Востоке. Токио понимал, что войска из Приамурского края придется вывести, а правительство братьев Меркуловых держалось на японских штыках.
Ни для кого не секрет, что суда Сибирской военной флотилии, в состав которой входил и «Магнит», содержались японцами.
Командование флотилии впоследствии признавало, что ни один корабль без точного и полного извещения подданных микадо о целях и месте похода не мог покинуть Владивосток, и тем более рассчитывать на бункеровку углем, продуктами и всем остальным. Ко всему сказанному следует добавить, что корабль фон Дрейера, прежде, чем взять курс на север, за необходимыми припасами и топливом заходил в Японию, а потом начал расстреливать принадлежащие ей суда? Не очень логично получается.

Другое дело, если Ю.К. Старк посылал "Магнит" к Командорским островам с менее благородной целью. Шкуры котиков, каланов и голубых песцов являлись твердой валютой и Приамурскому правительству, нуждавшемуся в средствах, могли пригодиться.

Итак, выбор адмирала Старка пал на "Магнит". О причинах предпочтения сказано кратко: командир канонерской лодки лейтенант Адольф Карлович фон Дрейер ...
фон Дрейер

...ходил к Камчатке в 1921 году.

Судно долго готовилось в поход - почти три месяца. Завершающая бункеровка канонерской лодки прошла в Японии.
"Магнит" имел несколько задач. На нем проводилось практическое плавание гардемаринов Сибирской военной флотилии. Кроме этого, корабль должен был доставить 30 промысловых собак в Провидения, навести порядок на котиковых промыслах Командорских островов, но первым портом захода "Магнита", после бункеровки в Японии, значился Петропавловск-Камчатский. Здесь с канонерской лодки 6 августа сошла сотня морских стрелков во главе с лейтенантом Синьковским.

Из Петропавловска-Камчатского "Магнит" пошел в Провидения, где, к большому облегчению экипажа, высадил собак, "провонявших своим кормом - рыбой - весь корабль". Потом канонерка зашла в Ном, оттуда спустилась к Командорским островам. У их берегов, если верить А.П. Елевскому (автору очерка "Военные училища в Сибири 1918 -1922 гг.), опубликованному в иммигрантском журнале "Военная быль" в 1963 году, одна японская "хищническая шхуна была потоплена, остальные убрались". Куда делась добыча иностранных браконьеров, не сообщается. Японцы якобы собирались направить в Берингово море для выяснения причин конфликта крейсер "Нийтака", который сражался еще в Чемульпо с "Варягом" и принимал участие в Цусимском сражении. Но ветеран японского флота после 19 лет эксплуатации 26 августа из-за сильного шторма затонул недалеко от устья реки Озерной, у западного берега Камчатки.

На самих островах менее оптимистично оценивали визит "Магнита". Помощник начальника командорских промыслов Б.А. Радько писал: "В 1920-1922 годах на островах появляются различные русские и иностранные суда, имевшие целью скупить за бесценок шкурки пушного зверя... От иностранцев не отставали и русские военные моряки с канонерской лодки "Магнит", которая подчинялась Приамурскому правительству. Они "заказали" алеутам убить известное число котиков и приготовить шкурки к следующему приходу корабля".

Насколько корректно вели себя моряки "Магнита" на Командорах, сегодня уже трудно установить. Но самое интересное в этом знаменательном походе начинается после. "Магнит" возвращается в Ном, а оттуда идет на север, намереваясь прорваться к острову Врангеля. Интересно, что сами участники похода на "Магните" об этой части путешествия умалчивают. О том, что канонерка пыталась восстановить суверенитет России над северным островом, пишут поздние авторы. Я всем сердцем принимаю благородные порывы экипажа "Магнита", если они имели место быть, но только весьма сомневаюсь в том, что за месяц до падения Приамурского правительства, когда Народно-освободительная армия ДВР уже вошла в Приморье, чтобы кто-то на корабле мог серьезно помышлять о затерянном во льдах острове. Причина похода на север, возможно, крылась в другом. Чтобы выдвинуть свою версию, нам следует на время оставить "Магнит" в его героических усилиях пробиться через льды и перенестись на остров Врангеля.

Годом ранее британский подданный канадского происхождения Вильямур Стефенсон высадил там партию колонистов во главе с Алланом Крауфордом. Над островом подняли британский флаг и сделали заявление: "Я, Аллан Крауфорд, уроженец Канады, британский подданный, нижеподписавшиеся члены Врангелевского островного отряда Стефеновской арктической экспедиции 1921 г., действующей по поручению и под руководством Вильямура Стефенсона, британского подданного, сего числа, приняв во внимание отсутствие объявления прав на остров со стороны иностранных держав и ввиду пребывания на этом острове с 12 марта 1914 г. по 7 сентября 1914 г. оставшихся в живых членов экипажа бригантины "Карлук" капитана Р.А. Бартлетта, командовавшего этим правительственным судном Канадской арктической экспедиции 1913-1914 гг., из состава которой присутствует оставшийся в живых главный инженер Мунро, уроженец Шотландии и британский подданный, подымаю канадский флаг и британский флаг и объявляю этот остров, известный под именем острова Врангеля, состоящим в настоящее время владением его величества Георга, короля Великобритании и Ирландии, доминионов в пределах морей, императора Индии и пр. и пр., и являющимся частью Британской империи…"

Англичане прекрасно знали, что Российская империя еще в 1911 году подняла над островом национальный триколор. В том же году русская гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана поставила в юго-западной части Врангеля железную навигационную пирамиду высотой 35 футов (около 10 метров - В.Ч.). 29 сентября 1916 года правительство Российской империи специальным меморандумом заявило о том, что остров является ее собственностью.

Причины, по которым Врангеля заинтересовались сразу несколько государств, достаточно тривиальны. О них узнал известный русский гидрограф Б.А. Вилькицкий, находясь в 1914 году на Аляске. Тамошние золотопромышленники поделились с ним предположением, что на острове находятся богатые месторождения драгоценного металла. За ним и ринулись британцы на остров. В 1922 году Вильямур Стефенсон намеревался сменить первый экспедиционный отряд на Врангеля. Но английский пароход к острову пробиться не смог. Между тем у Аллана Крауфорда и его спутников подходили к концу продукты. Вильямур Стефенсон назначил немалую награду для судна, которое снимет его голодающих зимовщиков с острова Врангеля.
На стоянке в Номе экипаж "Магнита" несомненно узнал о терпящих бедствие на острове. И я не исключаю, что русские моряки, находясь в стесненных условиях, могли рискнуть заработать на спасении англичан…
Видимо,«Магнит» решил рискнуть.
Поход в высокие широты для судна водоизмещением всего 900 тонн, построенного для прибрежного плавания в районе Владивостокской крепости, мог оказаться трагическим. Дважды «Магнит» подходил к мысу Дежнева, но дальше, на север, из-за ледовых полей продвинуться не мог.
В 20-х числах сентября канонерка миновала мыс Дежнева, но дальше пройти не смогла. Через несколько суток "Магнит" повторит попытку пробиться на север, но и в этот раз отступит из-за угрозы быть раздавленным льдами. Ни одно судно в 1922 году так и не пробьётся к Аллану Крауфорду, и цинга прикончит экспедицию.

В Петропавловск-Камчатский канонерка вернется 25 октября. Она привезет 900 пудов оленины и обмундирование, об источнике или источниках происхождения которых ничего не сообщается. Но уже через неделю, 2 ноября, "Магнит" примет участие в эвакуации администрации генерала П.М. Иванова-Мумжиева и белогвардейских частей с Камчатки. Аналогичная эвакуация во Владивостоке состоится еще раньше. "Магнит" станет последним судном под Андреевским флагом, которое покинет берега России..."(с)

Владимир Чусовской.http://svrpu.ru/psv/3965/298458.php
...с использованием материалов В.Слабука
http://svrpu.ru/psv/4215/305935.php

Здравствуйте, коллега!

С удовольствием читаю Ваши исторические расследования, хотя не все и не слишком подробно. Очень загружен работой после возвращения из полей и под конец года.
Здесь хочу заметить, что первым на острове Врангеля поднял флаг (правда, американский) капитан Хупер (судно "Корвин") в августе 1881 года, т.е. за 30 лет до русских. Звучит непатриотично, но ничего не поделаешь(((
Коллега, привет! Рад видеть!
Вот-вот! Как ни крути, а Врангелем придётся заниматься серьёзно...)
Вокруг него столько наворотили. Столько персоналий. Они мне теперь, как родные...)
Камералите, значит!?... Ну, тут до Нового года фигня делов...)