Машинный кондуктор Орлов Павел Семёнович с миноносца "Грозный"...

Подпоручик по Адмиралтейству П.Орлов. Три Георгия и Знак за Цусиму...
Орлов
Фото из архива Караевых

"...В боях кондукторы и старшие боцманы, по существу, будучи избранными из лучших нижних чинов, вели себя храбро, руководили устранением повреждений, иногда заменяли офицеров. Об этом свидетельствуют их почетные места в списках награжденных. Так, из очень немногих моряков, получивших за Порт-Артур 1-ю степень Знака отличия Военного ордена, были старший боцман Лукьян Полынкин ("Баян"), кондукторы Павел Попов ("Севастополь") и Андрей Черных ("Новик"). Из двух человек, удостоенных 2-й степени Знака за Цусиму, одним был машинный кондуктор Павел Орлов ("Грозный").

adNBVnq2

II степень - № 4190 ОРЛОВ Павел — Эскадр, миноносец «Грозный», машинный кондуктор. За ОТЛИЧИЯ, оказанные им во время военных действий с Японией 15 мая 1905 г. в Цусимском морском сражении. 3 ст. -21072; 4 ст. - 115284]

III степень - № 21072 ОРЛОВ Павел —Эскадр, миноносец «Грозный», машинный кондуктор. За отличие, оказанное во время военных действий с Японией 15 мая 1905 г. (Цусимское морское сражение).

IV степень - № 115284 ОРЛОВ Павел — Эскадр, миноносец «Грозный», машинный кондуктор. За мужество и храбрость, оказанные им в сражении с японским флотом 14 мая 1905 г. у острова Цусима.



Орлов Павел Семенович
(1879--) В службе с 1901, офицером с 1910. Капитан по адмиралтейству Черноморского флота. Убит большевиками в конце 1917 -начале 1918 во время "варфоломеевских ночей" в Севастополе. [Волков С.В. Офицеры флота... М.,2004]
Подпоручик по адмиралтейству 5.4.10
Штабс-капитан 6.12.15
капитан по адмиралтейству 27.7.17
По Спискам 1912 и 1914 в Сибирском ФЭ
Список 1916 Черноморский флот

Groznyi

"...
"Грозный" принадлежал ко второй серии миноносцев, построенных на Невском заводе в Санкт-Петербурге уже в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов. За основу при проектировании кораблей этой серии были взяты чертежи миноносцев типа "Буйный". Специалисты Невского завода исправили недостатки, присущие кораблям первой серии. При таком же проектном водоизмещении (350 т) и главных размерениях (64,01x16,4x1,78 м) новые корабли получили расширенный носовой мостик, на котором разместили прожектор. На корме устроили кормовой мостик, а в помещении тамбура расположили рубку беспроволочного телеграфа. Для растяжки радиосети установили две мачты с "выстреливающимися" стеньгами.

Артиллерийское вооружение осталось без изменения: одно 75-мм орудие и пять 47-мм пушек Гочкиса (позднее к ним добавили еще два пулемета, установленных на крыльях кормового мостика). Торпедное вооружение включало два торпедных (или, как говорили в то время, минных) аппарата. Главная энергетическая установка состояла из двух паровых машин суммарной индикаторной мощностью около 6000 л. с. и четырех паровых котлов типа Ярроу. Она должна была обеспечить миноносцу скорость не менее 26 уз.
Контракт на постройку трех эскадренных миноносцев "Грозный", "Громкий" и "Громящий" был подписан 10 января 1904 года. Стоимость каждого корабля составила 485 тыс. руб. После начала русско-японской войны завод в первую очередь старался ввести в строй крейсеры "Изумруд" и "Жемчуг", а также завершить модернизацию миноносцев типа "Буйный". В связи с этим строительство новых миноносцев задерживалось. Только 3 сентября "Грозный" вышел на ходовые испытания. Несмотря на то, что на корабле отсутствовало артиллерийское и минное вооружение, боезапас и были сняты мачты, его водоизмещение достигло 388 т. Первый пробег оказался неудачным - не успел миноносец выйти на мерную милю, как возникли неполадки в левой машине. Через 40 мин. повреждение было устранено, и миноносец смог дать ход обеими машинами. Средняя скорость составила 25,93 уз, т. е. не достигла контрактной, однако приемочная комиссия вынесла решение принять "Грозный" в казну.

Несмотря на все меры по ускорению постройки и сдачи, "Грозный" смог прийти в Либаву всего за несколько часов до ухода в плавание 2-й Тихоокеанской эскадры и вынужден был присоединиться к отряду кораблей, временно оставленных в России. В отряд входили крейсера "Олег" и "Изумруд", несколько миноносцев и вспомогательных крейсеров. К одному из них ("Днепру") был приписан "Грозный". Командирам этих крейсеров было поручено снабжать миноносцы углем и водой и "оказывать им полное содействие в их нуждах". Несмотря на штормовую погоду, 3 ноября 1904 года, отряд снялся с якоря и направился по назначению. У Скагена из-за окончательно испортившейся погоды отряд встал на якоря. Но вскоре "Грозный" сорвало с якоря, и он лишь чудом избежал крупных повреждений.

При входе в Английский канал вновь возникли неисправности в машинах. На частном заводе в Шербуре "Грозный" был отремонтирован и принял новый якорь взамен утерянного у Скагена. Закончив 16 ноября работы, миноносцы "Грозный", "Громкий" и сопровождавший их "Днепр" взяли курс на Танжер. Далее корабли проследовали в Пирей, где "Грозный" в очередной раз прошел небольшой заводской ремонт. У острова Мадагаскар 1 февраля 1905 года отряд присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре.

"Грозный" был включен во 2-е отделение миноносцев. Переход через Индийский океан миноносцы совершили в основном на буксирах транспортов. К Корейскому проливу они подошли "с сильно надорванными механизмами". Все 2-е отделение миноносцев должно было находиться при транспортах. В ходе Цусимского сражения миноносец пытался оказать помощь сильно поврежденному вспомогательному крейсеру "Урал". После дневного боя 14 мая угольные ямы миноносцев были опорожнены более чем наполовину. Это обстоятельство заставляло командиров миноносцев держаться близ оставшихся крупных кораблей эскадры.

На рассвете "Грозный" у выхода из Корейского пролива присоединился к миноносцу "Бедовый", на котором находился раненый адмирал 3. П. Рожественский. Некоторое время миноносцы шли вместе. Но вскоре были обнаружены неприятелем, который устремился за ними в погоню. "Грозный", получив приказание с "Бедового" идти во Владивосток, попытался оторваться от преследовавшего японского миноносца "Кагеро", но, видя что это не удается, с расстояния 26 кб начал пристрелку. Бой велся на дистанциях от 14 до 26 кб. Вскоре "Кагеро" прекратил погоню, "Грозный" получил шесть пробоин (пять надводных и одну в районе ватерлинии). Погибли 4 человека, а командир миноносца капитан 2-го ранга К.К. Андржеевский, и два матроса были ранены.

107209697

Приведя "Грозный" в некоторый порядок, командир приказал взять курс на Владивосток. Вскоре стала ощущаться нехватка угля. Пришлось сжечь в топках деревянные решетчатые люки, матросские рундуки, угольные мешки и т, п. Около 7 ч вечера 16 мая миноносец (почти без угля) подошел к острову Аскольд, где был встречен кораблями контр-адмирала К. П. Иессена. На следующий день "Грозный" пришел во Владивосток.

466556677

В заключение своего донесения о бое командир миноносца писал: "Не могу не отдать должной справедливости гг. офицерам, которые в течение трех суток, из коих двое почти под огнем неприятеля, совершенно без сна и почти без пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнем и исправлением повреждений, ни на минуту не теряя самообладания... Молодцы, команда выше всякой похвалы, безгранично преданы, самоотверженны, выносливы и храбры..."

390599980

Исправив повреждения, полученные в Цусимском бою, миноносец "Грозный" в сентябре 1905 г. был направлен в бухту Владимира для осмотра взорванного там русского крейсера "Изумруд". А 11 ноября 1905 года он был включен в состав Сибирской флотилии. Затем его направили в Шанхай для поддержания почтово-телеграфного сообщения. В апреле "Грозный" с отрядом наиболее исправных миноносцев прибыл в Татарский пролив для охраны русских промыслов. В 1907 г. волна революционного движения захлестнула Владивосток и корабли Сибирской флотилии. Однако "Грозный" сохранил верность правительству.

В 1909 году "Грозный" поставили на капитальный ремонт. Средствами Владивостокского порта на нем заменили водогрейные трубки, провели полный ремонт механизмов и сменили листы палубной обшивки. После ремонта миноносец поступил в распоряжение командира Владивостокского порта и до конца сентября 1911 г. находился при минной пристрелочной станции. Следующий, 1912 г. прошел в обычных учебных плаваниях. После перевооружения, проведенного в 1913 году, у "Грозного" появилось два 75-мм орудия, а взамен снятых 47-мм пушек было установлено четыре пулемета. Минное вооружение осталось прежним - два палубных поворотных минных аппарата образца 1898 г. и шесть торпед. Но теперь миноносец мог принять на борт до 12 мин заграждения. После всех ремонтов и переделок к началу первой мировой войны водоизмещение "Грозного" достигло 427 т. Скорость полного хода составила на короткое время 25,5 уз (более продолжительное время миноносец мог идти со скоростью 22 уз). Экипаж состоял из четырех офицеров, двух кондукторов и 62 нижних чинов.

Начало первой мировой войны мало отразилось на повседневной службе миноносцев Сибирской флотилии, хотя из-за сокращения бюджетных ассигнований они все дольше простаивали в ремонте и все реже выходили в море. В ноябре 1916 года эсминец "Грозный" был переведен в резерв. Осенью 1917 года вместе с эсминцем "Бойкий" он ушел в заграничное учебное плавание, сопровождая вспомогательный крейсер "Орел" с гардемаринами на борту.

Осенью 1919 года корабли вернулись во Владивосток. Все это время "Грозный" ходил под французским флагом и именовался "Квентин Рузвельт" (в честь сына президента США Т. Рузвельта, летчика, погибшего во Франции в 1918 году. Ранее считалось, что под этим именем ходил "Бойкий"). После освобождения Владивостока частями Дальневосточной Республики корабль в строй не вводился, и 31 мая 1923 года был сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл..."(с)

Журнал "Судостроение" № 5 за 2007 год, статья Н. Н. Афонина "Эскадренный миноносец "Грозный".

Три Георгия и Знак за Цусиму...
Пользователь dub54 сослался на вашу запись в своей записи «Три Георгия и Знак за Цусиму...» в контексте: [...] нал взят у в Машинный кондуктор Орлов Павел Семёнович с миноносца "Грозный"... [...]