"Война в Арктике. 1942 год. Операция "Вундерланд"". (2)

"... Немцы достаточно давно заинтересовались Северным морским путем. Еще в Первую Мировую войну их подводные лодки действовали в Северном Ледовитом океане. По некоторым источникам, сооружение оперативных баз для действий подводных лодок началось еще во времена русско-японской войны, и осуществлялась различными немецкими фирмами, зарегистрированными как норвежские и шведские рыболовные предприятия. После Первой Мировой базы были временно законсервированы, затем, в 20-30-е годы немецкие разведчики и ученые активно участвовали во многих международных арктических экспедициях. 30 декабря 1939 г. и 26 января 1940 г. главком ВМФ Германии Э. Редер докладывал Гитлеру о возможности установления регулярного морского сообщения на Севере между Рейхом и Японией. Немало новой информации было получено при плавании вспомогательного крейсера "Комет" в 1940 году по Северному морскому пути. Были получены достоверные и достаточно точные данные о состоянии Северного морского пути и объектах его инфраструктуры, на основании этих данных германское командование допускало наличие там очень оживленного судоходства и даже допускало вероятность существования пункта разгрузки союзных караванов в Амдерме. Всю весну и начало лета 1942 г. "карманные линкоры" на Севере явно маялись бездельем и руководству Кригсмарине неоднократно приходилось отклонять различные прожекты командиров крейсеров. Предлагалось направить их корабли в атлантические порты Франции, откуда можно было бы возобновить рейды на союзные океанские коммуникации и т.д. В принципе, штаб РВМ не возражал против рейда в Южную Атлантику, однако прорыв туда с точки зрения оптимальных погодных условий и продолжительности светового дня не мог быть предпринят ранее середины ноября. Кроме того, атака К-21, совершенная Луниным в июле 1943 года, во время проводки конвоя PQ-17, всерьез и надолго подрезала крылья "Лютцову" - из-за попадания советской торпеды "Лютцову" требовалась замена как минимум половины из восьми главных дизель-генераторов, что не представлялось возможным ранее марта 1943 года.

"Шееру" подобные работы слава богу не требовались - только шестинедельное техобслуживание, но в ожидании окончания ремонта торпедированного "Лютцова", его можно было приобщить к участию в какой-нибудь непродолжительной акции в северных водах. План операции начали разрабатываться еще в феврале 1942 года. Командование группы ВМС "Норд" взялось за него с оптимизмом, однако непосредственно руководивший действиями флота в Заполярье "Адмирал Арктики" адмирал Губерт Шмундт сразу высказал большие сомнения в жизнеспособности плана из-за отсутствия данных разведки коммуникаций, а главное, информации о погодных и ледовых условиях. Для обеспечения сбора информации, была организована целая сеть автоматических метеостанций, а также регулярная воздушная и подводная разведка региона. На начальном этапе планировалось создать из "Лютцова" и "Шеера" тактическую группу, которая могла бы при наличии подходящих условий атаковать караван выходящий из Архангельска, а затем присоединиться к группе "Тирпиц"-"Хиппер" и атаковать конвой идущий в Россию. Но атака Лунина, временно вывела "Лютцов" из строя, и командованию группы "Норд" пришлось вносить корректуру в первоначальные разработки. Окончательный план операции был представлен командующим группой ВМС "Норд" адмиралом Рольфом Карльсом в штаб РВМ 1 июля. В ходе разработки немцы пришли к выводу, что основные затруднения возникнут не в результате противодействия советского флота, а из-за погодных условий. Вкупе с ними у противника появлялся шанс проскочить мимо немецких надводных кораблей, и который при определенных условиях мог бы привести даже к уничтожению немецких подводных лодок, которыми в условиях нелетной погоды могли спокойно заняться корабли эскорта. Таким образом, основами успеха должны были стать точная и всесторонняя разведка, а также максимальная скрытность и скоординированность всех участников операции. Выход из строя "Лютцова" решили компенсировать постановкой минного заграждения, перегораживающего выход из Белого моря. Снаружи этого заграждения, должны были дежурить немецкие ПЛ. Их задача была простой - спровоцировать эскорт конвоя на активные действия, и заманить тем самым на минное поле. Согласно расчетов адмирала Карльса - половина эсминцев эскорта выйдет из строя сразу, а другая половина будет легко расстреляна "Адмиралом Шеером", так как будет лишена возможности активно маневрировать на минном поле. После этого, "Шеер" и немецкие ПЛ проходят через фарватеры в минном заграждении и расправляются и с судами конвоя, и остатками эскорта. Далее ПЛ становятся в засаду в ожидании конвоя идущего в Архангельск, а "Шеер" начинает рейд по Северному морскому пути и уничтожает всю советскую инфраструктуру от Диксона до Чукотки. Одновременно с действиями "Шеера", в море выходит группа из "Тирпица", "Хиппера" и эсминцев. Их задача - обнаружить идущий в СССР конвой и отсечь этому конвою пути отступления на запад. Далее один из тяжелых кораблей вместе с эсминцами оттягивает на себя силы эскорта, а второй - разбирается с торговыми судами. Если на пути группы встречается крейсерское прикрытие конвоя, то группа сообща разбирается с ней, продолжая двигаться в сторону конвоя. Выбора у нее не будет, так как крейсерам придется защищать подопечные транспорты любой ценой. В сочетании с ударами люфтваффе и подводных лодок у эскорта не остается никаких шансов на выживание. Те, кто попытаются проскочить в Мурманск, будут атакованы Ю-87, те, кто проследует в Архангельск - пикировщиками Ю-88, торпедоносцами Хе-111, и ... наткнуться на минное поле, возле которого будут дежурить германские ПЛ. Помимо прочего, командиру "Шеера", капитану 1 ранга Вильгельму Меендсен-Болькену предписывалось разрушать сооружения полярных портов по всему пути проведения операции. По расчетам немецких штабистов это могло парализовать движение по СМП на несколько навигаций. Уверенность КТВ группы "Норд" подкреплялась полученным в начале месяца из Токио сообщением, что 1-го числа Берингов пролив в западном направлении прошел конвой в составе 4 ледоколов и 19 торговых судов. По германским оценкам караван должен был подойти к проливу Вилькицкого (соединяет Карское море и море Лаптевых) 22 августа. Однако гладко только на бумаге - реально конвой достиг этой точки лишь 22 сентября. Если бы срок прибытия был более менее выдержан, то у немецкой стороны появлялись шансы на серьезный успех - в состав каравана, носившего название "ЭОН-18" (Экспедиция особого назначения) кроме 2 ледоколов и 6 транспортов входили переводившиеся на Север из состава Тихоокеанского флота лидер "Баку", эсминцы "Разумный" и "Разъяренный". В силу ряда особенностей мероприятий, которые осуществлялись на кораблях при подготовке к плаванию во льдах, а также неизбежных ледовых повреждений, боеспособность эскадренных миноносцев значительно снижалась, и они вполне могли стать легкой добычей артиллерии "карманного" линкора. Внимательный читатель, прочитав план операции "Вундерланд", наверняка тут же задаст справедливый вопрос - море - это ведь не пешеходный переход через дорогу - на основании каких данных или расчетов немцы решили выставить минное заграждение на пути конвоев? Ведь большое минное заграждение, перегораживающее большой участок моря, скрытно не выставишь! Скрытно можно выставить мины только на небольшом участке. Да и плотность минного заграждения - ведь для того, чтобы оно стало непроходимым, мины нужно ставить достаточно плотно, и в несколько рядов. И желательно сразу, в один заход, иначе теряется элемент внезапности! Совершенно справедливый вопрос! Действительно, для того, чтобы ставить мины на пути конвоя, нужно заранее знать путь этого конвоя. Факт того, что немцы отправили минный заградитель для выполнения данной задачи, говорит о том, что у них имелась подобная информация. Откуда? От кого? Попробуем рассмотреть все версии, исходя из того, что немцы не были идиотами, и сведения которые они получили были из серьезного источника. Начнем с рассмотрения классического вопроса - "кому выгодно?" Кто мог спровоцировать немцев на активные действия? Сталин? Отпадает - ибо Сталин был заинтересован в том, чтобы визит американцев прошел без происшествий - это дало бы возможность возобновить полярные конвои в СССР. Рузвельт? Тоже отпадает - ибо Рузвельту требовалось расширить участие США в вопросах европейской политики, американцы планировали отодвинуть англичан, и безопасный поход "Тускалузы" в СССР и обратно, был бы доказательством неправоты Англии в вопросе полярных конвоев. Кто остается? Остается только Черчилль. И ему действительно абсолютно невыгодно успешное завершение американской миссии. Черчилль не возражает против поставок вооружения в Россию через Персию, но против их поставок через северные порты. Странно? Только на первый взгляд! И дело не в том, что у англичан не хватает кораблей для охраны конвоев в Россию - американцы вполне готовы выделить свои корабли для обеспечения эскорта. Черчилля пугает вопрос того, что наладив трассу Рейкявик-Архангельск, президент США "забьет болт" на Англию как на союзника. Не до конца, но забьет! Ведь на систему конвоев через Атлантику можно посмотреть и с другой стороны! Да, сейчас много спорят о ленд-лизе и его роли в победе СССР в Великой Отечественной войне. Но все спорщики забывают о том, что полсотни полярных конвоев - капля в море по сравнению с числом конвоев в Англию. Представьте себе остров с населением в полсотни миллионов человек, который полностью зависит от поставок извне. Этакий Мега-Ленинград в морской блокаде. Нет, не подумайте, население в Англии не голодало, подобно жителям Ленинграда, такого даже и близко не было, но было другое. Нормы потребления продуктов были жестко ограничены (по английским меркам). Представьте себе, что они из-за срыва морских перевозок начинают уменьшаться. Что начнет происходить? Рост недовольства населения, в первую очередь правительством, затем войной, затем политическим строем. До пролетарской революции конечно далеко, но даже серьезный политический кризис и отставка правительства отразиться на странах, входящих в состав Британской империи. Многие из них начнут искать нового вождя, и такой вождь рядом - это США, которые готовы всем помочь, не смотря на потерю флота в Перл-Харборе. Естественно, что при таком раскладе, Черчилль панически боялся расширения взаимоотношений между СССР и США без его посредничества. Поэтому и очень настаивал на том, чтобы военные поставки осуществлялись через Иран. И в этом был еще один скрытый резон. Ситуацию тогда, можно было сравнить с ситуацией сегодня в экспорте российского газа в Европу, точнее сказать с позицией Украины в данном вопросе. Украина сидит на трубе, и может шантажировать Россию тем, что эту трубу перекроет. Англия сидела на "трубе" поставок вооружения в СССР и могла шантажировать и СССР и США тем, что эта труба может быть перекрыта. Но в версии с Черчиллем есть один очень сложный момент. При всем уважении к британской разведке, такую операцию организовать очень сложно - ведь речь идет об оперативной, даже экстренной утечке "информации", которая должна подтолкнуть Германию к определенным действиям. Возможно, здесь была задействована и знаменитая "Ультра", а возможно, здесь был использован находящийся в Англии Гесс. Но материалы по Гессу засекречены еще на 50 лет, а материалы по подобной операции, если таковая проводилась Британией, тоже вряд ли в ближайшие 50 лет будут преданы огласке. Но игра на высшем уровне слишком сложна и требует большого времени, поэтому хотя версию причастности Черчилля и нельзя окончательно сбрасывать со счетов, все же она не настолько реалистична, как вторая версия. Второй версией является вариант банальной ошибки спецслужб Англии или СССР. Причем речь идет о провале операции "районного масштаба". Примерный сценарий таков - предположим, что Управление НКВД города Архангельска (или английское подразделение контрразведки города Ливерпуля) проводит рядовую операцию по ловле рядового резидента. В качестве приманки используется капитан одного из торговых судов конвоя. Стандартная схема - пьяный капитан в ресторане, у которого из каждого кармана торчат карты минных полей, маршрутов конвоев и так далее и так далее. Вокруг капитана судна толкутся агенты-наблюдатели. Но шпиен на капитана не клюет. Точнее сказать клюет, но находит способ переснять всю информацию так, что никто из сотрудников контрразведки этого не замечает. Или завладевает документами, но отрывается от погони. Отрывается благодаря прохлопу агентов, которые его пасут. Банальная ситуация. Типичная ситуация. Шпион не пойман, и докладывать наверх нечего, выражаясь казенным языком: "Профилактическое плановое мероприятие результатов не дало." Что делают с материалами по операции? Либо зашьют в дело, либо вообще уничтожат за ненадобностью. Естественно, что после окончания войны об этом эпизоде никто и не вспомнит. Все будут писать про ночные погони на крышах зданий, про яд в ампулах, про стрельбу, плащи и кинжалы. Но материалы то попали к противнику! И не просто попали, - агент слил информацию в центр! А в центре знают, что источник достоверный, и другие источники косвенно подтверждают полученную информацию. И начинают в центре подгонять сведения под результат, который спустили сверху. Нужен конвой? Вот вам конвой! И даже ордер нарисован! И маршрут с координатами точек поворота! Вполне вероятно и то, что карты могли быть подлинными - например, с разгромленного конвоя PQ-17 и попали к кому-то из агентов случайно, и этот агент в силу своей некомпетентности до конца не разобрался, что передает в центр "схему Куликовской битвы". Так или иначе, но германское командование получило сведения из какого-то источника и приняло их на веру. А, приняв на веру, сделало выводы и приняло решение начать операцию "Вундерланд" и выставить минное заграждение. Немецкие корабли, сосредоточенные во фьордах Норвегии, стали поднимать якоря и выходить в море. Подводные лодки, находящиеся в море, стали перемещаться в заданные районы. Операция "Вундерланд" началась!

*** 24 августа в 07.00 все грузы, доставленные американским соединением, оказались на берегу. На борт крейсера поднялись около 240 британских и американских военных и гражданских моряков. Эсминцы "Эммонс", "Родмен" и 3 британских эсминца забрали еще около 300 пассажиров. На эсминцах также разместились 4 русских дипломата. В 07.49 в то же утро американские корабли в сопровождении трех русских эсминцев, двинулись к выходу из Кольского залива. Командира "Тускалузы" - Джиллета ничуть не огорчило, что русские отказались от госпиталя, который англичане доставили в Мурманск. Сам Рузвельт, говорил ему, что такое может произойти. И дело не в личных амбициях русских, а в большой политике. Ведь что такое госпиталь? Госпиталь - это тыловое учреждение, вдали от линии фронта. Что такое госпиталь плюс военная миссия? Это, по своей сути - военная база. Военная база иностранного государства. Какие государства разрешают размещать на своей территории иностранные базы? Те, которых не спрашивают - колонизированные или оккупированные. Чем колонизированное государство отличается от оккупированного? Только сроками - колонизация - это та же оккупация, только прошедшая давно, хотя бы несколько лет назад. Отказавшись от английского госпиталя - Сталин показал Рузвельту и Черчиллю, что СССР - независимое государство. И это был очень хороший щелчок по носу Черчиллю, о котором Ник Джиллет лично собирался доложить президенту по возвращении. Очень Джиллета обрадовало то, что русские разрешили его кораблям принять участие в поддержке русского десанта, перед самым уходом соединения. Конечно, это далеко не второй фронт, но... Одно дело сражаться с люфтваффе и субмаринами Рейха, а другое дело - пострелять по немецкой пехоте! Совершенно неважно, сколько егерей Дитля убьют снаряды его "Тускалузы"! Важен сам факт! Политическая веха! Американские снаряды крушат немецкие окопы! Пусть Черчилль утрется! Пара сотен снарядов вызовет огромный резонанс в американской прессе - сразу возрастет популярность американских военных займов, увеличится приток добровольцев в армию и на флот, колеблющиеся нейтральные государства вступят в антигитлеровскую коалицию - ведь если американские снаряды рвутся в немецких окопах - значит, Америка вступила в войну в Европе! К удивлению Джиллета, хаотичность и кажущая безсистемность и безалаберность поведения русских, которую он заметил на берегу, напрочь отсутствовала на инструктаже командиров кораблей, участвующих в высадке и поддержке десанта. Все были собраны и сосредоточены. Десантную партию возглавлял один из русских младших офицеров по фамилии Леонов ( Джиллет заблуждается - дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов звание младшего лейтенанта получил только в декабре 1942 года. - прим. авт.). По мнению лично самого Джиллета, основанного на изучении английского опыта - тактический десант - занятие для самоубийц. Из тактических десантов, практически никто не возвращается. Ник мысленно пожелал русскому офицеру Леонову удачи, и понял, что от его артиллеристов потребуется исключительная меткость, ибо в Америке не поймут, если узнают, что снаряды американского крейсера вместо немецких окопов мешали действию русского десанта. Нужно заметить, что участие в данной операции, оставило очень яркие воспоминания у командира "Тускалузы", и он отразил его в своих мемуарах "Арктический вояж": "...Несколько огорчила плохая видимость - снимки ведущей огонь "Тускалузы" вышли недостаточно художественными, но худа без добра не бывает - люфтваффе либо спало, либо пило свой шнапс по причине нелетной погоды. А я знал, что уже сегодняшние американские газеты уже будут пестреть заголовками: "Огонь американских орудий по Германии!" , "Вначале снаряды, а скоро и пехота!". Неплохо получилось! Осталось благополучно вернуться домой, а Черчилль будет унижен окончательно со своими детскими страшилками про "люфтваффе" и "тирпиц". Мы стреляли по немецким окопам! И где это люфтваффе? Где этот "тирпиц"? Нет никого! Мимо нас прошли русские сторожевики и катера с десантом. Я был несколько удивлен тем, что русские применяют обычные корабли вместо специализированных, но присутствовавший на борту "Тускалузы" капитан 1 ранга Свиридов, объяснил мне, что тактика и методы высадки десанта неоднократно опробованы и отработаны на практике. И я стал наблюдать. Вначале один из русских катеров поставил дымовую завесы вдоль берега, а затем туда устремились русские корабли, палубы которых чернели от десантников. Я считал это форменным самоубийством, но русский офицер уверил меня, что у многих из тех, кто участвовал в операции, это уже не первый десант, многие участвовали в трех-пяти. Немецкий огонь по десантным кораблям был очень слабым - и в этом была заслуга и американских кораблей. Все подробности увиденного в Мурманске я затем изложил в отчете для президента и сената США. Забегая вперед, скажу, что моя встреча с этим русским десантником Леоновым не была последней, нам довелось встретиться вновь, но уже в 1945 году, и не на севере, а на Тихом океане, на территории Кореи, в одном из захватываемых портов. К сожалению, нам пора было возвращаться домой, хотя если честно , то у меня было очень сильное желание поучаствовать еще в одной поддержке десанта или какой-нибудь операции в арктических водах. Но на мне лежала ответственность - благополучно завершить начатую миссию - доказать лукавство английских политиков в вопросе полярных конвоев в Россию..."

*** Несколько ранее, перед выходом в море, состоялась следующая сцена, которую очень ярко описал командир эсминца "Урицкий" капитан 3 ранга Кручинин В.В. в своих мемуарах "На страже Арктики": "...Я не любил особый отдел, и предстоящий вызов меня не обрадовал, то, что вместе со мной вызвали и командиров "Гремящего" и "Сокрушительного" - несколько успокаивало - значит, какой-то инструктаж перед выходом в море, а не разборка очередного доноса, напечатанного какой-нибудь тыловой крысой. Но особый отдел умел выбивать почву из-под ног! Главкома Кузнецова, командир я узнал сразу, узнал сразу и второго человека в очках. Ох! За их спиной, словно бы открылся киноэкран, через который замаячил Магадан. Хотя какой Магадан? Не слишком ли много чести, для трех командиров эсминцев? Чтобы сам Лаврентий Павлович... - Товарищем Сталиным на ВАС возложена особая миссия, - начал с ходу, человек в очках, чья известность превосходила иногда известность товарища Сталина, - ВЫ должны обеспечить безопасность американских кораблей любой ценой. История "Эдинбурга" не должна повториться! - Задача ясна? - продублировал слова Лаврентия Павловича, Кузнецов, - Ответственность ясна? - Так точно!- ответили мы хором. - Свободны! Прохладный, промозглый северный воздух пьянил... - Как будто под атакой "Юнкерсов" побывал... - закуривая папиросу, устало вымолвил командир "Сокрушительного" кап три Мишка Курилех. - Что "юнкерсов"? "Кондоров"!- усмехнулся командир "Гремящего" Антон Гурин. Только как эту безопасность обеспечить? Закрыть "Тускалузу" от немецкой торпеды? И что вообще взбредет в голову этому эксцентричному американцу? И почему такая суета вокруг этих американцев? Неужели на крейсере тайно прибыл сам Рузвельт? Тогда я еще не знал, как оно все обернется в этом походе. И именно после этого похода, я поверил во всесильность марксистско-ленинского учения. Ну откуда товарищ Сталин, сидя там, в Москве, мог знать, что все так обернется? И не просто знать, а прислать самого Лаврентия Павловича, чтобы тот предостерег нас от халатности? ..." (с)

Ольга Тонина. Александр Афанасьев.

(продолжение следует)

Скажем так, не очень стандартный взгляд на историю...
Думаю, они имеют право на свое мнение...)
А если говорить серьёзно... то с тех пор, как я основательно начал погружаться в прошлое, самый главный вопрос, который меня интересует- Что есть альтернативная история? Чудесатые идеи Фоменко со товарищи или общепринятый бред, который нам скармливают, с позволения сказать, учОные?
К примеру, совсем недавнее военное прошлое. К вашему сведению, вся информация касающаяся штурмовых подразделений (ошсб и шисбр) по сей день находится в Подольске под грифом "секретно".
Что можно секретить через 70 лет после войны?
Или колымские архивы?
Вот и появляются на свет "изыски" Солженицына и иже с ним, перед которыми Фоменко просто ребёнок...)
Да уж, воистину "не очень". С учётом того, что недостроенный "Лютцов" был продан в СССР ещё в 1940 году, переименован в "Таллин", да так и не достроен - какова цена всему остальному тексту? И вообще - кого там Лунин торпедировал? "Торпедировал" может читаться в двух смыслах: 1) попал торпедой и 2) был целью для стрельбы торпедами. В каком смысле там у них-то? В общем, какой-то набор, каша. Альтернативная история, да, авторша уже замечена в этом, мне уже указали :)
Ваше замечание "сподвигло" более тщательно ознакомиться с творчеством мадам Тониной.
Думаю, вы правы...
Хотел было продолжать...но после живенького обсуждения в Вашем журнале "призадумался"...
За то народ повалил...посмотреть, чего там Одинокий накосячил...)

Edited at 2016-05-10 04:16 pm (UTC)
Ну, я ж там у себя написал - "серьёзные и интересные люди", вот народ и пошёл посмотреть, это где ж у нас такие есть %)))))))