odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

ИВАН АНТОНОВИЧ КУПРЕЯНОВ...

Куприянов.jpg
Выдающийся русский моряк Иван Антонович Купреянов родился около 1794 года[1] в Солигаличском уезде, в усадьбе Федосово, в семье старинной, но обедневшей.
Его дед Евдоким Иванович, родился в 1719 году, служил в лейб-гвардии Измайловском полку и вышел в отставку с чином поручика. Женат он был на Ирине Ивановне Дедевшиной. Про отца Ивана Антоновича, Антона Евдокимовича, известно, что он родился в 1776 году и был женат на Ксении Иудишне Купреяновой, происходившей из другой ветви этой же фамилии. Про службу Антона Евдокимовича сведений не обнаружено. Оба — и дед, и отец моряка — родились и умерли в Федосове.

Федосово находилось поблизости от сельца Дракино, где родился знаменитый адмирал Геннадий Иванович Невельской.

Вопреки тому, что пишет в романе «Первое открытие» писатель Н.П. Задорнов, И.А. Купреянов не приходился дядей Г.И. Невельскому и не имел с ним никакого кровного родства. Они были лишь близкими соседями по имениям, с которыми, впрочем, их связывали только годы раннего детства, проведенного в усадьбах. Впоследствии, поскольку оба они посвятили свою жизнь морскому делу, то и бывать на родине им приходилось мало. Про Г.И. Невельского известно, что он, получив отпуск, раза два приезжал в свое родное Дракино, а про И.А. Купреянова вообще неизвестно, приходилось ли ему после детских лет быть в своем Федосове. Очевидно, Н.П. Задорнову дало повод считать Ивана Антоновича Купреянова «дядей» Невельского только то, что в 30-х годах родной брат Купреянова, Павел Антонович, женился на родной сестре адмирала Невельского, Марии Ивановне.
Иван Антонович был старшим в семье. Кроме него, были еще два меньших брата: Павел и Андрей и сестра Александра. В 1809 году маленького Ивана Купреянова отдали на воспитание в Морской кадетский корпус, позднее, в 1815 году, туда же был отдан второй брат, Андрей, и еще через два года — самый младший, Павел. Все три брата служили во флоте, Андрей в течение 23-х лет, Павел — 26 лет, но только старшему, Ивану, пришлось дослужиться до чина вице-адмирала и умереть, не выходя в отставку.
В 1812 году Иван Купреянов уже гардемарин, а в 1815 году получает первый офицерский чин мичмана.

И.А. Купреянов был участником первой русской Антарктической экспедиции, отправившейся 4 июля 1819 года из Кронштадта, под командованием тогда еще только капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, для исследований в южные полярные области. В это плавание вышли шлюпы «Восток», где был командиром начальник экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен, и «Мирный», под командованием лейтенанта М.П. Лазарева, впоследствии — известного адмирала, создателя Черноморского флота. И.А. Купреянов был на «Мирном» мичманом. Путь экспедиции проходил через Портсмут, откуда суда вышли 28 августа 1819 года, с заходом на о. Тенериф 13 сентября и в Рио-де-Жанейро, откуда экспедиция вышла 22 ноября 1819 г. 15 декабря наши суда подошли к группе островов Южная Георгия, сделав остановку на острове Валлиса. Встретив первый айсберг 20 декабря 1819 года, «Восток» и «Мирный» вошли в районы, никогда мореплавателями не посещавшиеся. И начались открытия новых, доселе неизвестных островов в Южном океане. Вновь открываемые острова получали названия в честь русских моряков. 22 декабря был открыт остров, названный островом Лескова, затем — остров Завадовского, названный в честь старшего офицера «Востока» капитан-лейтенанта И.И. Завадовского, затем — остров Торсона, названный в честь лейтенанта К.П. Торсона, будущего декабриста, затем — группа островов, названная в честь морского министра маркиза Де Траверсе.

16 января 1820 года корабли вышли к окраине Антарктического материка, куда до того времени не подходило ни одно судно. 5 февраля 1820 года русские моряки подошли вплотную к берегам Антарктиды, завершив, таким образом, открытие нового, шестого, континента.

На пути от вновь открытого материка наши шлюпы разошлись и в австралийский порт Джексон (ныне — г. Сидней) прибыли порознь: 20 марта — «Восток», а 7 апреля — «Мирный». После стоянки в Джексоне суда наши вышли снова в плавание к берегам Антарктиды через пролив Кука в Новой Зеландии. В Тихом океане вновь начались открытия неизвестных ранее островов. Первым 5 июля 1820 года был открыт остров Моллера, затем пошли острова, получившие имена в честь прославленных русских моряков и военачальников. Это были острова Грейга, Барклая-де-Толли, Ермолова, Голенищева-Кутузова, Аракчеева, Волконского, Раевского, Остен-Сакена, Милорадовича, адмирала Чичагова, Витгенштейна, адмирала Крузенштерна. После плавания в водах Тихого океана суда вернулись в порт Джексон и 31 октября того же года тронулись в обратный путь, снова следуя к Антарктиде.

17 ноября русские шлюпы прошли мимо острова Маквэри, где видели промыслы морских львов. 17 января 1821 года моряки открыли берег императора Александра I на материке Антарктиды и остров, названный именем Петра I. Затем в группе Южно-Шотландских островов пошли открываемые острова, названные: Бородино, Малоярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Ватерлоо, затем — острова, названные в честь моряков: Рожнова, Мордвинова, Шишкова, Михайлова, — и остров Трех Братьев.

28 февраля 1821 года моряки благополучно пришли в Рио-де-Жанейро, где они провели почти два месяца, ремонтируя свои шлюпы, получившие много повреждений в плавании в таких невероятно трудных условиях. После пересечения Атлантического океана и месячной стоянки в Лиссабоне, 24 июля 1821 года, «Восток» и «Мирный» бросили якоря в кронштадской гавани, завершив беспримерное в истории русского флота плавание, продолжавшееся 751 день, в ходе которого было пройдено 86475 верст, открыто 29 новых островов и неизвестный дотоле континент.

За это плавание И.А. Купреянов получил орден св. Владимира IV степени с бантом, прибавку к жалованью и за все время плавания двойной оклад жалованья.

Через год, 17 августа 1822 года, Иван Антонович Купреянов снова вышел в кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием теперь уже капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева. Цель плавания — русские владения на американском континенте. На этот раз соплавателями Купреянова были: старый его товарищ по антарктическому плаванию, лейтенант М.Д. Анненков, будущие декабристы — лейтенант Ф.Г. Вишневский, мичман Д.И. Завалишин и знаменитый впоследствии адмирал, будущий герой Синопа и Севастополя, Павел Степанович Нахимов, тогда еще молоденький мичман, и увековеченный И.А. Гончаровым в книге очерков «Фрегат Паллада» Е.П. Путятин, тогда тоже еще молоденький мичман, а впоследствии — вице-адмирал. Был на крейсере и мичман Александр Александрович Домашенко, тот самый, который в 1827 году, служа на «Азове» под командованием того же М.П. Лазарева, во время похода русской эскадры к Наварину погиб, пытаясь спасти упавшего за борт матроса. И ныне в Кронштадте стоит памятник этому отважному офицеру, сооруженный его товарищами по плаванию на деньги, собранные по подписке, со следующей надписью: «Офицеры «Азова» любезному своему сослуживцу, бросившемуся с кормы корабля для спасения погибающего в волнах матроса и заплатившему жизнью за столь человеколюбивый поступок».

В начале плавания «Крейсер» простоял в Англии около двух месяцев; 12 декабря 1822 года фрегат вышел с острова Тенериф, потом имел длительную стоянку в Рио-де-Жанейро, откуда вышел 23 февраля 1823 года вокруг мыса Доброй Надежды к острову Тасмания и оттуда, через остров Таити, Тихим океаном пришел на Аляску 3 сентября.

Это плавание И.А. Купреянова на «Крейсере» было не столь благополучным. Старшим офицером фрегата был некто И. Кадьян — человек жестокий и несправедливый, возбудивший к себе ненависть матросов и крайне отрицательное отношение со стороны всех остальных офицеров корабля.

Во время стоянки на острове Тасмания, в порту Денвер, матросы выказали открытое неповиновение старшему офицеру, и начавшиеся волнения среди экипажа с трудом были прекращены командиром судна М.П. Лазаревым. Но по прибытии на Аляску на корабле уже произошел настоящий бунт против Кадьяна, завершившийся, к общему удовольствию, списанием ненавистного старшего офицера на берег.

Во время стоянки в Новоархангельске экипаж корабля занимался разведением огородов в условиях сурового климата Аляски. С 14 ноября 1823 года по 18 марта 1824 года «Крейсер» был в плавании к берегам Калифорнии, во время которого посетил колонию «Росс» на побережье Тихого океана, где запасся хлебом для Новоархангельска, и заходил в центр испанских колоний — город Сан-Франциско. По возвращении в Новоархангельск командиру «Крейсера» пришлось смирять беспрестанно нападавших на город местных воинственно настроенных аборигенов — колошей. Отношения между правителем Аляски А.А. Барановым и командиром «Крейсера» М.П. Лазаревым установились весьма недружелюбные, и, вопреки желанию Баранова, 18 октября 1824 года «Крейсер» вышел в обратный путь в Россию. После 37-дневного плавания корабль вновь пришел в Сан-Франциско, а потом, обойдя мыс Горн, через 93 дня плавания «Крейсер» бросил якорь в Рио-де-Жанейро. В Кронштадт судно вернулось 5 августа 1825 года. Это второе кругосветное плавание, продолжавшееся без 12 дней три года, принесло И.А. Купреянову орден св. Анны III степени и удвоенный оклад за все время плавания.

1826 и 1827 годы Иван Антонович, начальствуя над отрядом гребных судов и будучи командиром яхты «Лизетта», работает по составлению описи шхер от Гельсингфорса до Аландских островов.

С началом войны с Турцией в 1826 году И.А. Купреянов направляется в Черноморский флот. Состоя адъютантом генерал-адъютанта А.С. Меншикова, он заведует перевозкой десанта при овладении крепостью Анапа, а при взятии Анапы Ивану Антоновичу было поручено поднять над крепостью русский флаг. В дальнейшем, получив производство в чин капитан-лейтенанта, И.А. Купреянов принимает участие в осаде крепости Варна. Для прекращения снабжения водой осажденной Варны И.А. Купреянов, по поручению командующего осадой, перевез взятый на эскадре деревянный баркас через горы, в лиман, вооружил этот баркас артиллерией и прервал снабжение врага водой. Как сказано в приказе командующего осадной армией, «исполнил сие поручение блестяще 30 августа 1828 года». За этот подвиг Иван Антонович был награжден орденом св. Владимира IV степени с бантом, а за взятие Анапы он получил золотую саблю.

После окончания войны И.А. Купреянов служил адъютантом главного начальника морского штаба в Петербурге.

В 1830 году, во время эпидемии холеры, он был назначен комендантом брандвахты в Шлиссельбурге для освидетельствования судов, следующих по Мариинской системе с Волги в Петербург. Запись в его послужном списке удостоверяет, что он «сие поручение выполнил блестяще».

С началом военных действий в Польше И.А. Купреянов снаряжает в Кронштадте пароход «Ижора» для доставки главнокомандующего войсками против поляков, графа Паскевича-Эриванского, морским путем через Мемель (ныне — Клайпеда) и Восточную Пруссию до г. Пултуска, где располагалась главная квартира армии. И.А. Купреянов обеспечивает переправу русских войск через Вислу, а также создает на Висле вооруженную флотилию из трех барж и нескольких лодок для охраны мостов близ крепости Модлин. После взятия Варшавы Иван Антонович формирует на Висле еще одну вооруженную флотилию из 32-х гребных судов.

За польскую кампанию 1831 года он получает сперва орден св. Анны II степени, а затем золотую императорскую корону к этому ордену и 16 декабря 1831 года производится в капитаны 2-го ранга.

В течение 1832 и 1833 годов Купреянов производит инспекцию всех наших каспийских портов, а также осматривает весь восточный берег Каспия и побережье Кавказа от Анапы до Абхазии. С 19 января 1833 года он назначается командиром линейного корабля «Кульм». В 1834 году он командует линейным кораблем «Память Азова», а 30 августа 1834 года получает чин капитана 1-го ранга и назначается Главным правителем российских колоний в Америке.

Из Петербурга И.А. Купреянов выехал сухим путем до г. Охотска, а оттуда морем прибыл на Аляску, в Новоархангельск, 25 октября 1835 года. За время пребывания в должности правителя Аляски И.А. Купреянов беспрерывно совершает плавания по всем ближним и отдаленным местам этого сурового края. Он также организует гидрографическую экспедицию под начальством А.Ф. Кашеварова для исследования и описи северо-западных берегов Америки.

Должность Главного правителя он сдал вновь назначенному правителю, капитану 2-го ранга Этолину, и по сдаче должности отправился для совершения своего третьего кругосветного путешествия на пароходе «Николай» из Новоархангельска в Россию в сентябре 1840 года. С заходом в Калифорнию и Бразилию И.А. Купреянов благополучно прибыл в Кронштадт в июне 1841 года. Иван Антонович Купреянов был единственным русским моряком, трижды обошедшим вокруг света.

По возвращении в Россию И.А. Купреянов сперва находился на педагогической работе, обучая гардемаринов и кадетов морскому искусству, и принимал участие в экзаменах при выпусках в офицеры молодых гардемаринов. Часто, как до своего отъезда в «русскую Америку», так и по возвращении оттуда, он выполнял различные ответственные поручения высшего морского командования. Затем он назначается генерал-аудитором Морского министерства и умирает в чине вице-адмирала 30 апреля 1857 года. Похоронен Купреянов в Петербурге на Смоленском кладбище.

И.А. Купреянов был женат с 1835 года на Юлии Ивановне Гильденбрант и имел следующих детей: Якова (род. 1836), Николая (род. 1837), впоследствии погибшего в чине лейтенанта в 1861 году при крушении клипера «Опричник» во время тайфуна в Индийском океане; Марию (род. 1840). Все эти дети родились на Аляске, четвертая — Юлия (род. 1842) — появилась на свет в Петербурге. Кроме того, по некоторым сведениям, у И.А. Купреянова был еще сын Александр, родившийся после Юлии, который якобы принимал участие в революционном движении и умер в 1912 году, будучи умалишенным. Похоронен он на том же Смоленском кладбище, возле своего отца.

Имя Ивана Антоновича Купреянова увековечено в следующих географических названиях: 1. Мыс Купреянова на острове Южная Георгия, в южной части Атлантического океана (название дано Ф.Ф. Беллинсгаузеном). 2. Мыс Купреянова в Охотском море, на западной стороне Сахалина. 3. Мыс Купреянова в Тихом океане, в заливе Аляска. 4. Бухта Купреянова в Тихом океане, в заливе Аляска. 5. Остров Купреянова в Тихом океане, в заливе Аляска, в группе островов архипелага Александра. 6. Полуостров Купреянова, там же, это часть полуострова Аляска, между заливами Иванова и Степового. 7. Пролив Купреянова, там же, между островами Кадьяк и Афогнак.(с)

Tags: Купреянов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments