odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Тайна Себян-Кюэля...

Себян-Кюэль

c4c3c4f8490e[1]

"Исчезнувшие самолеты всегда

обнаруживаются не там,

где их разыскивали."

И.П.Мазурук,полярный и

военный летчик,

участник поисков Н-209

в 1937-1938 гг.



Летом 1965 г. вертолётчики Е.В.Попов, А.А.Кирсанов и Анохин (В 1982 г.
Е.В.Попов жил в Ленске (Якутия), бортмеханик А.А.Кирсанов в Якутске, пилот
Анохин в Хандыге (Якутия) )случайно обнаружили на берегу горного озера
Себян-Кюэль (в 300-400 км. к северу от Якутска,координаты 65 градусов 17,303
мин. с.ш.,130 градусов 09,244 мин. в.д.) холм, явно искусственного
происхождения, на котором лежала грубо отёсанная старая доска (табличка) с
выжженной или вырезанной ножом каллиграфическим почерком надписью:

"Здесь 13 августа 1937года в результате катастрофы самолёта Н-209 погиб
экипаж... Леваневский..."

И еще 3 или 4 фамилии, причём одна была на "ский" (Галковский?!).
Большинство же фамилий невозможно было прочесть-доска подгнила... К доске,
вроде бы, была прибита металлическая пластинка от консервной банки, на
которой было нацарапано то же самое. Доска, по-видимому, ранее была прибита
гвоздями к двум столбикам с метр высотой и написанной стороной была
повёрнута к озеру. Попов известил о доске тогдашнего директора Арктического
и Антарктического института-корреспондента АН СССР А.Ф.Трешникова, академика
Е.К.Фёдорова, заслуженного штурмана СССР В.И.Аккуратова и органы ГБ. Доску с
надписью Попов снял и передал экипажу вертолёта, базировавшегося в Жиганске,
дабы те по эстафете передали её в Москву. Но случилось непредвиденное:
вертолёт потерпел катастрофу и доска сгорела...

Неподалёку от холмика, где находилась доска, эвенки нашли старый
полуразвалившейся шалаш (эвенки такие не строят), памятный знак в виде
креста из камней и клёпанный дюралевый авиационный бачок.Кстати,по
международному коду визуальных сигналов "Земля-Воздух",сигнал "крест"
означает "не способны двигаться".

Группа энтузиастов из Уфы (Башкирия), которой руководил кандидат наук,
врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев, кандидат технических наук, начальник отдела
КБ Уфимского авиаинститута им. С.Оржоникидзе Юрий Лобанов и писатель Михаил
Чванов, по инициативе журнала "Техника-Молодёжи", газет "Советская Башкирия"
и "Советская Россия" (в общей сложности в СМИ вышло более 65 публикаций) в
августе 1982 г.организовали поисковую экспедицию в окрестности Себян-Кюэль,
опросили местных жителей.

Экспедиция принесла определённые результаты, поэтому обследование озера
и его окрестностей продолжали еще несколько раз. В районе озера Себян-Кюэль
за несколько лет до войны действительно разбился неизвестный самолёт. По
слухам, кто-то из якутов видел момент приземления самолёта в этом райное в
августе 1937 года...

Да, якутская версия гибели экипажа Леваневского с самого начала многими
бралась под сомнение: экипаж не мог допустить такой навигационной ошибки,
которая привела бы к столь значительному отклонению от курса (до 83о!). Но
заслуженный штурман СССР В.А.Аккуратов доказал обратное. Мог ли Н-209,
летевший вдоль 148го мередиана, попасть на меридиан Якутска? При наличии
горючего - да ! Широта Фэрбенкса и озера Себян-Кюэль примерно
одинаковая,разница в 40км., и следовательно, если Н-209 отклонился от курса,
то он мог совершить посадку на той же широте, на которой находиться конечная
точка маршрута. От места,где отказал правый крайний двигатель до Фэрбенкса
было 2250 км.,по расчетам,на трех моторах самолет смог бы пролететь только
2200 км.Разница в 50 км.Правда,расчеты Н.В.Якубовича,заместителя главного
редактора журнала "Крылья Родины",показывают обратное: на трех двигателях, с
оставшимся запасом топлива и в условиях циклона,Н-209 не мог долететь,как до
озера Себян-Кюэль,так и до Аляски.Да и чтобы, вместо Фэрбенкса выйти на
Якутск нужно сбиться с курса на 83о вправо! Сомнительно, чтобы изменение
курса было преднамеренным. Это могло произойти из-за потери ориентировки и
неисправности радиоаппаратуры при полёте в сложных
метеоусловиях-циклоне,который,возможно,простирался и до данного озера.
Вполне возможно, "ледяные горы", показавшиеся далеко впереди, названия
которых Леваневский определить не смог, так как не знал своего
местонахождения,ибо полет продолжался без видимости Солнца, без
радионавигации,и видимости земли, были покрытые снегом остроги Верхоянского
или Черского хребта (озеро Себян-Кюэль находиться в южных острогах
Верхоянского хребта). Незадолго до полёта в этих местах прошёл могучий
циклон, и вершины были ослепительно белыми. Их высоты между Тикси и озером
Себян-Кюэль достигают более 2000 метров. Потолок Н-209 при полёте на двух
моторах должен был составлять около 2500 метров.Следовательно,самолет мог
перелететь эти горы. Дальнейшии события могли развернуться следующим
образом. Горючее на исходе.Самолет идет со снижением. Место для вынужденной
посадки высматривали всем экипажем. Обнаружив озеро, решили садиться, т.к.
кругом были горы, исключающие посадку на суше.И Леваневский и Кастанаев
имели опыт посадок на воду. Гул моторов оборвался. Наступила зловещая
тишина. Винты вращаются еще по инерции. Самолёт, как гигантский планер, с
шелестом рассекает воздух, с каждой минутой, с каждой секундой опускаеться
всё ниже и ниже. В своей носовой кабине штурман с радистом подвергаются
большому риску в случае аварии самолёта, поэтому они переходят в кабину
пилотов или в хвост самолёта. Пилоты стараются посадить самолет как можно
ближе к берегу.После тяжёлой посадки на озеро и неизбежного полного
"капота" - Н-209 имел огромные размеры,полуубирающиеся шасси и не был
приспособлен для посадок на воду - самолёт оказался на спине и стал медленно
тонуть. Возможно, кто-то погиб сразу, а кто-то уцелел и сумел выбраться.
Леваневский хорошо плавал и, возможно, уже в воде скинул унты и меховую
куртку. У него хватило сил добраться до берега, но организм сильно
переохладился и он, возможно, ещё и получив травму при аварии, скоро замёрз
( в Северной Якутии находиться так называемый "полюс холода" и уже в августе
там выпадает снег).

Четырёхмоторный самолёт Н-209, обладал большим объёмом, не мог сразу
пойти на дно,к тому же плавучесть ему могли обеспечить его пустые топливные
баки.Да и герметичность какая-никакая,но у самолета была. И из него сумели
выбраться и остальные, оставшиеся в живых члены экипажа. Но и они вскоре
замёрзли на угрюмом и безжизненном заснеженном берегу...

Находясь в холодной воде, человек замерзает и теряет сознание через
10-30 минут ( в зависимости от погодных условий). В воде при 4оС
незакалённый человек без защитной одежды в большинтстве случаев погибает от
переохлаждения уже спустя 30-40 минут.

Все, кроме одного, замёрзли. Возможно, им был здоровяк и крепыш второй
пилот Кастанаев или штурман Левченко, который хорошо плавал. Выплыл он,
держась за плавающий предмет ( как, возможно, и другие) и вытащил рацию.
Ему, возможно, удалось развести костёр, обсушиться и обогреться, после чего
он отправился на поиски друзей, ведь посадка происходила ночью, но, увы
нашёл только закоченевшие их тела. Затем, на восточном берегу озера, в одном
километре от него, в тайге у протоки, он вырыл неглубокую могилу размерами в
основании 3х3 метра, насыпал холмик и выжег или вырезал на доске ножом
надпись, сообщавшую о гибели здесь экипажа Н-209... В 1984г. эта могила была
обнаружена, но, не имея разрешение на раскопки, её не стали тревожить. Что
же касается доски, то в разные годы её видели 16(!) свидетелей. Правда,
здесь возникает логичный вопрос, а могли ли в 30-40е гг. ХХ века эвенки
знать русский язык, чтобы прочесть и понять надписи на русском языке? Ведь
даже сейчас многие из народов Крайнего севера полуграмотны и незнают ни
цифр, ни букв... Но не может же быть, чтобы все 16 человек врут или что-то
путают ?! И почему могила находиться так далеко от озера ? Значит там нашли
свой конец уцелевшие летчики?

Озеро Себян-Кюэль (слово "кюэль"по якутске означает "озеро") большое,
глубиной до 150 метров (!) и единственное ровное место в этом районе. Оно
разделено протокой на два озера-Улахан-Силян-Куель и Силян-Куель,и
простирается на 5 км.Иногда на его поверхности видны маслянные пятна,
вероятно от утонувшего самолёта. Неподалёку от района, где видели памятную
доску, гидролокатор поисковиков вычертил на глубине 70-100м. некую
конфигурацию, напоминающую очертания самолёта, дающего электромагнитный
всплеск, правда такие всплески отмечались и в других местах озера. Этот холм
из наносного ила похож по размерам с Н-209- диаметр в 50м. и высота в 1.5м.
над уровнем дна. В акустических лучах (геомагнитная съёмка) на дне озера
была сделана фотография, изображающая силуэт некого крупного самолёта. В
начале 80х гг.этот снимок был показан Сергеем Капицей в телепередаче
"Очевидное-невероятное". Сейчас этот снимок хранится у себян-кюэльского
геофизика Сергея Стативы. Что это, на этот вопрос может ответить, например
инфракрасная и электромагнитная съёмка озера с вртолёта или осмотр дна
водолазами-глубоководниками. Видимость же на глубинах более 60м. на озере
ограничивается лишь мутным пятном, поэтому зафиксировать с помошью
телеаппаратуры подводный "объект" в 80х гг. экспедициям не
удалось.Дальнеёшие исследования не подтвердили первых результатов магнитной
съёмки дна озера Себян-Кюэль, а сам "объект" поднять со дна не удалось из-за
большой глубины, на которой он возможно находится, суровых природных
условий, нехватки спецоборудования и просто финансов. Но, применив в августе
1986г. видеокамеру с мощной фарой, поисковики просканировали весь участок
каменистого дна на глубине 80 метров, около 0,2 квадратных километров и
убедлись, что самолёта в озере нет! Хотя и не исключено, что его за долгие
годы занесло илом, или он разбился в горах, а не на озере. Примечателен и
такой факт. Когда летом 1986г. поисковую экспедицию на озеро доставлял
самолёт АН-2, то командир самолёта Герой Советского Союза, лётчик-испытатель
КБ имени Антонова Юрий Владимирович Курлин сказал: "Если бы пилот такого
класса, как Леваневский имел здесь вынужденную посадку, то попытался бы
выбросить самолёт вон на тот мыс" - и показал на участок, где поисковой
экспедицией как раз и была обнаружена магнитная аномалия, которую по мнению
специалистов, пока однозначно идентифицировать невозможно.

...Возможно, рядом с могилой лётчик соорудил шалаш, и, видимо некоторое
время находился в этом обиталище и пытался выйти на связь. В первые дни
после исчезновения самолёта полярные радиостанции, разбросанные вдоль
арктического побережья и особенно в Якутии, неоднократно прослушивали работу
какой-то рации в диапазоне волн Н-209. Создавалось впечатление, что лётчики
живы и пытаются прорваться в эфир, выйти на связь с Большой землей.
Отрывочные радиограммы и неразборчивые радиосигналы исключают возможность
внезапной гибели самолёта и экипажа при взрыве или падении на лёд или в
море.

14 августа 1937года Якутск передал в Москву:

"14.08. 12часов 25минут захвачен конец неизвестной радиостанции на
волне 26,54 метра, по тону похожей на РЛ и точно на его настройке тчк.
Принята цифра 83, повторяемая три раза и знак АС (служебное выражение :"
временно прерываю передачу" или "ждите". ). Во время работы тон этой станции
резко менялся. Соловей, радист из Якутска."

Если число 83 принять за угол, на который отклонился Н-209, то
получиться значение мередиана на котором расположено озеро Себян-Кюэль!
Число 83 передавалось замедленно несколько раз, значит передающий наверняка
работал на пеленгатор.

А радиостанция мыса Шмидта слышала сигналы рации самолёта Леваневского
в течение десяти дней после его исчезновения.

Сообщение советской Правительственной комиссии:

"15 августа. Все полярные станции продолжают непрерывно слушать на
волне самолёта. Несколько раз радиостанции слышали работу на волне самолёта
Леваневского, но из-за слабой слышимости ничего достоверного принять не
удалось".

Спустя три дня после исчезновения самолёта 16 августа поступило
интересное сообщение из Иркутска:

"В 11 часов 23 минуты до 11 часов 30 минут на волне 26,54 метра слышали
сигналы неисправно работающего предатчика. Начало работы и окончание в
соответствии с аварийным расписанием. Разобрать что-либо невозможно, но по
характеру и продолжительности сигналов похож на РЛ."

В тотже день в 21 час 45 минут радиолюбитель Нестеров Виктор
Александрович из г. Переславль-Залесский, Ярославской обл., на приемнике
СВД-1 на волне 55 метров принял позывной сигнал рации. Он повторялся так:

"РЛ с самолёта Леваневского" - и повторялся 2 раза, слышимость была
хорошая и Нестеров эти слова разобрал хорошо, потом хорошая слышимость
затихла и через 10 секунд повторилась, но слышимость была неразборчивая.

В 22 часа 15 минут того же дня, на той же волне, передача была на
иностранном языке. Но слышно было, что, кто передает, плохо знает этот язык,
передавал медленно.

Вечером того же дня пришла телеграмма из Архангельска: "Радиостанция РЛ
была слышна при прослушивании на 55 метрах. Принята отрывочная микрофонная
передача в 22 часов 30 минут - РЛ вызывает Москву."

Отдельный станции Аляски (США) 16 августа так же местами неясно слышали
работу на волне самолёта, но нет уверенности, что работала именно его рация.

22 августа, т.е. спустя 10 дней с момента исчезновения Н-209,
радиостанция Дальстроя НКВД приняла неясный сигнал с позывами "RL".

В тот же день Якутск дважды слышал "РЛ" на 48 и 55 метрах. Можно было
разобрать только отдельные знаки, значит батареи могли еще давать энергию.

26 августа 1937года радиоэксперт армии США лейтинант Фрэнк Джонсон,
прослушав слабые сигналы на волне "РЛ", пришел к выводу, что советский
самолёт, похоже, совершил вынужденную посадку в каком-то каньоне
Арктического побережья США или Канады.

Если самолёт Н-209 совершил вынужденную посадку в горах Якутии,
Аляски,Гренландии, или Канадского Арктического архипелага, то горы,
естественно, служили своего рода экраном для радиоволн и поэтому неизбежно
не позволяли принимать сигналы самолёта с земли.

24 сентября, еще через месяц с небольшим с момента исчезновения Н-209,
нарком связи Берман сообщил в управление связи Дальстроя, что в Москве тоже
слышали позывной "РЛ".

Радист Главдальстроя НКВД в бухте Нагаево Алексей Иванович Виноградов
искал "РЛ" на волне 42 метра и в течение вечера и ночи еще 7 раз ловил
позывной, похожий на РЛ. Причем эти РЛ называла неизвестная рация с
позывными DH и WEBB. У любителей-коротковолников обычно были цифровые
обозначения. Что это могло значить ?

30 сентября ( по другим данным 13 сентября) 1937 года в Охотском море,
возле Магадана, пароход "Батум" принял на волне 54 метра загадочную и
странную радиограмму:

"Широта 83 о норд, долгота 179о вест. РЛ."

Координаты данного места находятся в открытом океане, в районе полюса
относительной недоступности, западнее района поисков Н-209, на дрейфующем
льду.Это очень интересное сообщение,ибо в те тревожные для всего мира
дни,место,где находится Н-209,указывал польский инженер и экстрасенс Стефан
Оссовецкий (1877-1944) .Он утверждал,что весь экипаж находится на льдине
между 75 и 80 градусами северной широты и 170 градусами западной
долготы,люди ожидают помощи,двое из них больны.И именно эти координаты
спустя полтора месяца после исчезновения самолета и принял теплоход
"Батум",совершавший плавание в окрестностях Магадана,да и в радиограмме за
14 августа также была цифра "83"!

А в Куйбышевской области радиолюбитель принял: "Высылайте помощь, мы на
96 градусе." Возможно, то был последний призыв о помощи. Прошло уже полтора
месяца со дня вылета. Аварийный запас продовольствия у экипажа кончился, и
если эти две последнии радиограммы действительно передавались с борта Н-209,
то значит самолёт совершил вынужденную посадку на лёд! Получается, что в
разных уголках Земли радисты приняли на коротких волнах целый ряд
радиограмм, поразительно похожих на почерк Леваневского. И продолжалось это
после исчезновения самолёта целых полтора месяца! Ровно на такой срок был
взят запас продовольствия на борт Н-209. После этого рация самолёта
умолкла...

Дата выхода в эфир "РЛ"-Время выхода в эфир "РЛ"- Пункт приёма
"РЛ"-Волна пердачи "РЛ":

13-14 августа 1937 года-вечер-ночь- Среднеколымск(Якутия)-26 метров.

13-14 августа вечер-ночь- Булун(Тикси, Якутия)-34-35 метров.

14 августа 12ч.25мин- Якутск -26,54 метра.

16 августа 11ч. 23мин. до 11ч.30мин-Иркутск (Забаикалье)-55 метров.

16 августа 21ч. 45мин. -Переславль-Залесский,Ярославской обл.-55
метров.

16 августа 22ч. 15мин. и 22ч.30мин.-Архангельск-55метров.

22 августа ? -Якутск -48 и 55 метров.

26 августа ? -США ?

13 (или 30 сентября) ? -Охотское море, возле Магадана-54 метра.

24 сентября вечер - ночь -бухта Нагаево-42 метра

? ? -Куйбышевская область ?

Радиооборудывание в те годы было ламповым, а стало быть тяжелым и
громоздким. Радиостанция "Онега", установленная на борту могла работать в
диапозоне волн от 25 до 1200 метров, передатчик на волнах 17-20 метров.
Позывные "РЛ", принятые многими радистами после исчезновения Н-209, были на
волнах от 26 до 55 метра.Кстати,именно в этом диапазоне шли почти все
передачи с борта Н-209,когда он был в полете. Значит, передавали с "Онеги".
Демонтировать её с самолёта непросто, а это значит, что, вероятнее всего,
передачи все шли с борта самого самолёта, который где-то совершил посадку на
твёрдой поверхности (льду или суше). На воде он долго бы не продержался... И
еще, все эти радиограммы изучила специальная комиссия, в которую входили
авторитетные учёные и радисты-практики, например, А.Берг и Э.Кренкель.

Но по их мнению, эти сообщенияне не заслуживали доверия. В лучшем
случае, люди, обеспокоенные судьбой экипажа Н-209, принимали желаемое за
действительное. А доцент кафедры ПЭ УАИ Ю.В.Лобанов считает:"Думаю, что
сигналы на волне самолета и с его позывными шли из-за границы, чтобы
скомпрометировать идею Леваневского о грузовых маршрутах из СССР в США через
Северный полюс. В этом случае путь короче, а значит, для международного
сотрудничества и торговли выгоднее."

Правда, радиограммы, принятые 14, 15 и 16го августа были опубликованы в
Правительственном сообщении, которое извещало только заслуживающие доверия
факты, и прошедшие тщательную проверку. А раз так, то получается, что после
катастрофы самолёта, кто-то из экипажа остался в живых и пытался работать на
рации... На доске у озера Себен-Кюэль было написано, что Леваневский погиб.
Еще одна фамилия погибшего была на "ский" (радист Галковский ?). Значит
погиб и он. Оба они знали радиодело. Остаёться один, кто в экипаже умел
работать на рации и, кто немного знал английский. Это - штурман Левченко!
После нескольких дней бесплодных попыток восстановить связь, голод и дикая
природа, возможно, заставили его двинуться вокруг озера и вниз по вытекающей
из него реки Инара в поисках стойбища или кочевья. В пути от голода или
каких-то других причин, он погиб...

Прежде, чем наступит гибель организма от голода, он можт израсходовать
40-50% резервов жировой клетчатки. Тканевых запасов должно хватить на 37-42
суток полного голодания в состоянии покоя. При хотьбе и работе, тканевых
запасов хватает на 13-20 дней. Наиболее мучительно голод ощущается лишь в
первые 3-5 дней. Лётчик же двигался. Наверняка он был сильно простужен и,
возможно, ранен. Самолёт, если он сел на озеро, по всей видимости, вскоре
затонул, либо лётчик был не в состоянии до него доплыть. А это значит, что у
него был с собой ограниченный запас продуктов, либо их не было вообще. Всё
это отягощало его и без того безнадёжное положение. К тому же он был удручён
катастрофой самолёта, гибелью друзей, провалом важного правительственного
задания, полным одиночистом среди дикой безлюдной природы в холодном климате
и труднопроходимой местности, без продовольствия и полной неизвестностью.
Пастухи-оленеводы видели его останки километрах в 30 от озера...

Захарова Варвара Афанасьевна (многие эвенки носят русские имена и
фамилии), 48 лет, санитарка, летом 1982г. рассказала членам поисковой
экспедиции газеты "Советская Россия" следующее: "Когда я была маленькой на
озере Себян-Кюэль утонул самолёт. Об этом мне рассказывали отец с матерью.
Почему об этом никто не знает? А здесь, кроме нас, никто тогда не кочевал.
Справа от второго озера есть гора Дудара, еще правее остроконечная гора.
Когда мы в этом году кочевали мимо неё, отец крикнул: "Идите сюда, здесь
лежит медведь!" Когда подошли, увидели, что это умерший русский. Он был в
меховой одежде, лежал лицом вниз, около головы был воткнут в землю нож,
рядом валялся планшет. Около костра стояла миска, в которой он варил кожу от
унтов, поэтому он был в одних портянках. Это было в конце августа или начале
сентября. Мать с отцом потом говорили, что первыми около умершего побывали
наши однофамильцы браться Захаровы."

Женщина также уточнила, что это было незадолго до войны. Человек был
слегка присыпан валежником. Через плечо был перекинут длинный ремень с
планшетом, на ногах сильно изрезанный и изорванные унты. Правая рука его
была вытянута и сжимала кинжал.

80-летняя Е.Н.Степанова вспомнила, что в 30 км. От озера, в районе
Сутана, один старик видел умершего русского в лётном меховом комбинезоне.
Испугался и не подошел.

104-летняя Татьяна Степановна Захарова, бывшая известная охотница и
первый секретарь сельсовета в этих местах, вспоминала: " Плохое это дело. Об
этом и тогда мало кто знал. Первыми около мёртвого русского были плохие
эвены братья Захаровы. Один из них убил около 10 человек. Одного только за
то, что по слухам, тот был связан с красными. До 1938 года в наших краях
скрывались белые банды, и об этом погибшем русском все молчали, боялись
Ивана Захарова, который мог за это убить!"

Кто знает, может быть летчик и не умер от голода, а был убит этими
плохими эвенами братьями Захаровыми.?Ведь в руке у летчика был нож, может
быть он пытался им защититься?

Вспомнил рассказы о мертвом русском в районе остроконечной вершины и
бригадир отделения совхоза И.Е.Винокурова.

Медсестра больницы А.Х.Кривопашкина со слов М.И.Кривошапкиной, умерший
в 1980г., рассказала, что, когда ей было 10 лет, они наткнулись в тайге на
человека в комбинезоне, который лежал у костровища лицом вниз. В его руке
был нож, воткнутый в землю. За несколько дней до этого они слышали грохот,
пошли в ту сторону и наткнулись на этого мертвого. Старики запретили, чтобы
дети туда ходили. Когда Мария Инокентьевна позже увидела в кино летчика,
воскликнула: "Вот этот человек, которого я видела в тайге умершим!"

Как уже здесь сообщалось, экипаж Леваневского и вылет самолета Н-209
снимали на кинопленку. Изредка их показывают по телевидению на всю страну,
особенно в августе, в годовщину перелета.

Позже В.П.Кейментинов таскал откуда-то с той стороны обломки самолета.
В 80х гг. поисковой экспедиции удалось раздобыть часть топливного бака и
обшивки неизвестного самолета у родственников Кейметинова. Экспертиза
доказала, что обломки самолета могут принадлежать только советским самолетам
типа ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6, Г-2), либо ДБ-А (Н-209)!

Грохот же, который слышали якуты в 1937 году в районе озера может означать
шум моторов самолета,садившегося на озеро или где-то поблизости от
него.

Но, как оказалось ( и это подтвердили шесть свидетелей), у озера
Себян-Кюэль был еще один труп летчика. Его нашли ранней осенью 1937г. на
берегу озера. Женщина-эвенк Мария Христофоровна Кривошапкина рассказала, что
этого летчика увидела лежащим на спине.

- Это был не эвен, - рассказала она, - а здоровый носатый русский. Лицо
его было белое(Признаки сильного обморожения.Примечание автора.),глаза уже
выклевали вороны...

Далее она вспомнила такие детали, что заставляют пологать, что это был
Леваневский. Как свидетельствовала Кривошапкина, летчик был одет странно для
здешних краев - черный костюм, белая рубашка, на ногах хромовые
полуботинки... В экипаже Н-209 перед стартом в костюмы были одеты все. Но по
приметам этот летчик похож только на Леваневского. Кладовщица совхоза
А.В.Кривошапкина подтвердила:

"Старики говорили, что в 30е годы, когда еще не было поселка (он
появился в 1939г. в 20 км от озера- по другим данным в 5км. от озера и в
35км. от устья Тынгкачана (приток Саганджи).) и на озере еще не садились
самолеты, на берегу видели в кустарнике умершего русского с планшетом."

Медсестра больницы А.Х.Кривошапкина вспомнила, что в детстве слышала
рассказ отца. Он был депутатом, ездил весной 1937г. мимо Себен-Кюэль на
сессию, возвращался почти через полгода и встретил пастуха С.С.Степанова
(его в 1968г. задрал медведь), который рассказал, что видел на берегу
Себен-Кюэль мертвого человека в ботинках и костюме, в белой рубашке, без
шапки, волосы черные. Тот лежал лицом вверх, глаза уже выклевали вороны...

О мертвом русском на дальнем берегу первого озера рассказывали
оленеводу А.П.Слепцову его покойная бабушка и А.А.Алексееву его покойные
родители.

Надо заметить, что у обоих мертвых летчиков были планшеты. По правилам,
принятым в авиации, планшеты положены только пилотам и штурманам. Стало быть
летчиками, которых видели эвенки, могли быть Левченко, Леваневский или
Кастанаев. Необходимо подчеркнуть, что кочующие эвены всегда говорят только
то, что видели. Чтобы нафантазировать или тем более соврать - против их
естества. Другое дело, что они могут не все рассказывать постороннему
человеку. Они могут повесить на дереве череп убитого медведя, сохатого,
сложить из камней пирамиду, но столбов или надписей ни на своих, ни на чужих
могилах они никогда не делают...

В августе 1986г. поисковики на перемычке между большим и малым озерами
Себян-Кюэль, там, где видел свою загадочную доску вертолетчик Попов, на
одной из могильных досок прочли вырезанную ножом надпись о том, что в 1939г.
там садился гидросамолет Н-108 или Н-109 и фамилии двух членов экипажа.А по
сообщению заведующей музеем Академии гражданской авиации (Санкт - Петербург)
Н.М.Соловьевой, в ходе поисков самолета на дне озера Себян-Кюэль был
обнаружен самолет времен второй мировой войны. Возможно, это один из тех
самолетов, которые перегонялись с Аляски в СССР по ленд-лизу. Однако
подтверждения данного сообщения в печатных источниках отсутствуют. Опять
тайна...

Как бы там ни было, но сведения и факты, собранные советскими
экспедициями в 80хгг. в Якутии, показывают, что в районе озера Себян-Кюэль,
необходимо продолжать поиски, т.к. слишком много данных показывают на то,
что, возможно здесь и разбился самолет Н-209. Это и доска с надписью об
аварии самолета 13 августа 1937года на могиле у озера и неизвестные до 80х
гг радиограммы, полученные станциями на территории Якутии, и рассказы
местных жителей о двух погибших в 1937г. в окрестностях озера Себян-Кюэль
летчиках, и расчеты угла сворота самолета Н-209 при выходе из строя крайнего
правого двигателя, и найденные обломки дюралевых авиационных баков и
самолетной обшивки довоенного производства и другие данные.

В прелегающей к озеру области за полвека произошло несколько
аваикатастроф: Н-263 на озере Серен-Кюэль 19.2.39г. (командир-летчик Лутц),
в 1938г. Н-240 на озере Себен-Кюэль (командир-Самохин) и д.р. Но некоторые
катастрофы до-сих пор не изучены. Не зря этот район называют "Якутским
треугольником" по аналогии с Бермудским... Поиски самолета Леваневского в
Якутии в 1937-1938гг. не велись, как не велись никогда, вплоть до конца
70х - начала 80х гг., да и тогда проходили они только на общественных
началах и в очень тудных условиях.Вот,что вспоминает об этом один из
руководителей поисковой экспедиции Ю.В.Лобанов:"Якутия отличается тем, что
там нет троп (населения мало). Гигантские просторы, чудовищный бурелом,
труднопроходимые мари, болота, туман - можно пройти в десяти метрах и не
заметить друг друга (особенно опасны встречи с медведями). А огромное
количество комаров, таежные пожары! Однажды выпавший 2 августа снег (!)
завалил палатку. Как-то весной работали при морозе минус 40! Передвигались
на лошадях, оленях и пешком. С собой брали только соль, сахар, спички,
сухари. Питались "подножным" кормом, в краю непуганых зверей, дичи и рыбы,
грибов и ягод это не трудно. Вечная мерзлота служила для нас естественным
холодильником. Вести раскопки там сложно и долго: грунт тает со скоростью
несколько сантиметров в сутки, костер применять нельзя."

Поэтому, поиски самолета Н-209 разумно было-бы все-таки возобновить.
Например, для начала, послав на озеро Себян-Кюэль водолазов-глубоководников
со спецоборудованием. Подъем атомного подводного ракетного крейсера К-141
"Курск" с глубины более 100 метров в 2001г. показал всему миру, что в ВМФ
России, есть первокласные водолазы-глубоководники. Вот бы задействовать
их?Ведь самолет за столько лет могло занести илом. Необходим будет и
маршурутный поиск в тайге и в горах. Но на всё это нужны средства и не
малые. Но если в районе Себян-Кюэль разбился самолет, то где находяться его
обломки - в озере или в горах? В любом случае ясно, что обнаружить их
черезвычайно трудно: время тщательного залечивает раны на теле земли,
скрывая все следы.

И все-таки, даже самая фантастическая версия может оказаться реальной.
Человеку, незнакомому с Арктикой, трудно представить всю сложность поисков в
полярных условиях. Так, известный полярный штурман В.И.Аккуратов сказал
полушутя-полусерьезно: "В Арктике -всякое бывает!"

Ссылки на другие публикации себянской версии и отчёты самодеятельных поисковых экспедиций:
http://macbion.narod.ru/z2/levsky_tm183_1.htm
http://www.proza.ru/2010/07/12/983
http://ilin-yakutsk.narod.ru/2006-2/20.htm

Tags: Леваневский, Н-209, Себян-Кюэль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments