Донесение Ф.П. Врангеля в Главное правление РАК о крещении тоена ситхинских колош...

Донесение Ф.П. Врангеля в Главное правление РАК о крещении тоена ситхинских колош, активизации действий Компании Гудзонова залива, остром недостатке в колониях людей и др.

6 мая 1832 г.

Зимой 1831 года объявил мне один из главных и самый безпокойный тоен ситхинских колош, называемый Наушкекль, желание креститься, что и не переставал повторять почти при каждом со мною свидании по самую весну. Я признал долгом своим воспользоваться этим случаем и вразумил сему тоену, что к такому важному шагу он должен приготовиться достойным образом, ходить для обучения к священнику и слушать и помнить наставления, какия делаемы будут ему г-ном Хлебниковым, вызвавшимся по собственному желанию преподавать Наушкеклю учение христианской веры. Таким образом, Наушкекль пользовался учением более месяца и, наконец, апреля 3-го дня, в воскресенье, окрещен именем Матвей 1, причем я сам был его восприемником.

Произшествие сие произвело сильное впечатление на калош как здешних, так и приехавших из проливов, все изъявляли свое удовольствие, и прочие главные тоены велели мне сказать, что теперь только они стали уверенными, что русские не хотят сделать им никакого зла, а желают жить в мире с колошами, ибо приняли тоена их в число православных. [257]

В скором времяни приехавшие сюда тоены из Кеку (Malmstury Port) и Куцнова (Hoods Bay) объявили, что, видя теперь наше дружеское расположение к колошам, они просят, чтобы русские поселились в Кеку и Куцново для удобнейшаго сбору промыслов, ибо им приезжать к нам в Ново-Архангельск далеко и не все могут приезжать, у кого есть промысла, уверяя, что теперь мы уже более ничего не должны от колош опасаться, что русские будут среди их в совершенной безопасности и что теперь настало время забыть прежния ссоры и жить навсегда в согласии.

Не доверяя слепо таковым изъявлениям дружества дикаго народа, неспособнаго к постоянным чувствованиям, я, однако ж, думаю, что было бы всесьма неблагоразумно вовсе оставить эту просьбу колош без внимания, тем более, что англичане (как мною упомянуто в донесении за № 133 2) имеют в намерении простирать заселения Гудзонской компании далеко на север и уже в границах наших владений, так что понемногу они отвлекут и промысла с Кенайскаго залива в свои заведения, лишая Российско-Американскую компанию от 2 до 3 тысяч речных бобров ежегоднаго доходу. По сим соображениям мне кажется нужным занять некоторые главные пункты в проливах и именно на устьях таких рек, около коих водятся речные бобры в изобилии, дабы отнять у англичан возможность стеснить круг действий Российско-Американский компании по берегам Америки.

Но для такаго предприятия я не имею в настоящее время никаких способов по недостатку в способных русских промышленных, а равно и в товарах для вымену промыслов у колош. О недостатке в способных служителях я имел честь в другом месте уже упомянуть и теперь повторяю, что если ныне не вышлются из Охотска человек 30 здоровых людей, то и предположение мое основать редут около острова Стюарта 3 должно оставаться без исполнения, не говоря уже о других заселений. Я и здесь должен сказать, что от долгаго времяни накопившееся число дряхлых и малолетными детьми обремененных служителей возрасло теперь до того, что должно сюриозно подумать о том, как их пристроить и избавиться от тяжкой обязанности содержать и кормить совершенно безполезных людей, и я ожидаю какой-либо отзыв Главнаго правления по предмету сему для моего руководства.

Комментарии
1. Вождь тлинкитов Навушкетл крестился трижды: первый раз – в 1823 г. при М.И. Муравьеве, затем, очевидно, в 1827 г. при П.Е. Чистякове, и, наконец, при Ф.П. Врангеле. Таким образом, он хотел заручиться поддержкой со стороны очередного главного правителя Русской Америки (Каn S.A. Mamory Eternel. Tlingit Culture and Russian Orthodox Christianity through Two Centuries. Seattle; L., 1999, р. 75, 85).
Tags: