Распросныя речи двух казаков в Якутской приказной избе, возвратившихся из Китайскаго плена.

1686г. июля 25. — Распросныя речи двух казаков в Якутской приказной избе, возвратившихся из Китайскаго плена.

194 году, июля в 25 день, в Якуцком остроге в приказной избе, перед генералом и воеводою Матвеем Осиповичем Кровковым, казаки Ивашко Томилов да Гришка Петров сказали, по святой непорочной заповеди Господни, еже ей ей, в правду: в прошлом во 193 году из Уцкого острогу, по указу великих государей, пятидесятник казачей Андрей Амосов послал нас для призыву прежних изменников Билярских Тунгусов на Амурские покати на Силимбу реку, чтобы те Билярские Тунгусы пришли в Уцкой острожек под аманатов своих с ясачным платежем и были б они под великих государей высокою рукою в вечном холопстве. И будучи мы Ивашко с товарищем на Амурских покатях на Силимбе реке и вверх по Бише реке, нашли их Билярских Тунгусов; и мы их призывали ласкою и приветом под великих государей высокую руку и под аманатов с ясачным платежем; и они тех наших речей не послушали, и взяв нас Ивашка с товарищи связали, и связав нас били и увечили [261] на смерть, и приступали копьями и ножами колоть; и Божиею милостию, нас не убили, и доспели на ноги колодки и на руки смыки, и сковав нас, повезли на Амур реку в город в Зайгу и отдали к Богдойским воеводам. И Богдойские воеводы почали нас роспрашивать: почто де вы ходите в нашу землю и к нашим ясачным Тунгусам? И мы Ивашко с товарищем сказали перед Богдойскими воеводы против их роспросу, что де мы ходим по указу великих государей, с Уди реки из Уцкого острожку послал нас приказной пятидесятник Андрей Амосов, пришли мы не воровски призывать прежних измеников Билярских Тунгусов под аманатов их с ясачным платежем; а прежь сего те Билярские Тунгусы платили ясак нашим великим государем; А перед ними Богдойскими воеводы те наши речи Ивашка с товарищем были. Да оне ж Богдойские воеводы призывали нас Ивашку да Гришку служить своему Богдойскому царю, а говорили нам те речи: как де вы служили своим великим государем, также вы служите нашему Богдойскому царю, и наш Богдойской царь пожалует вас великим жалованьем и даст вам по две жены и по два холопа с женами. И мы Ивашко да Гришка, помня крестное целованье и великих государей хлеб и соль, не хотя изменити великим государем и быть в бусурманской вере, и мы им во всем отказали и говорили им Богдойским воеводам те речи: мы у вас в поиманье; хотя сам Богдойской царь велит казнить смертию, и мы своим великим государем изменить не хотим и вашему Богдойскому царю не служим. И оне Богдойские воеводы нас Ивашку с товарищем сковали в ручные и ножные железа и отдали за караулы, и об нас писали к Богдойскому царю. А сидели мы в железах за караулы пол-четверта месяца, до указу Богдойского царя; и указ пришел Богдойского царя, что отпустить нас назад в Уцкой острожек. И послали с нами 3 листа и словесно нам Богдойские воеводы говорили и заказывали: как вы будете на Уди реке в Уцкой острожек, и приказному человеку вы скажите те речи: которые у вас сидят Билярского роду аманаты, и тех аманатов ваш приказной отпустил бы к нам на Амур реку, и наш Богдойской царь против тех аманатов отпустит Якуцких служилых людей, которые взяты на Тугире в Тугирском зимовье; а жить бы нам меж собою в совете и в любве. А буде ваш приказной тех Билярских аманатов не выпустит, и мы дадим вам сроку на 4 месяца; и буде те Билярские аманаты на тот срок к нам не будут и писма никакова к нам не пошлете, и мы за вами де пошлем войское на Удь реку, и велим Уцкой острожек взять и вас служилых людей всех побить, и ваших ясачных Тунгусов велим взять всех к себе. А шли мы Ивашко да Гришка от них Богдойских людей полтора месяца, днем и ночью в ташках и на нартах и помирали голодною смертью. А которое оружье с нами было по пищале, и то оружье обрали Билярские Тунгусы, и всякую нужу и бедность терпели. А сказку писал казак Кирилко Ерофеев.

Акт извлечен из рукописи под заглавием: Списки Якуцкой архивы (часть 3-я, в лист, на 338 л.) принадлежащей Императорской Академии Наук.
Воспроизводится по:
Дополнения к актам историческим, 1867г, т. 10, СПб. стр. 260-261.
Tags: