Арктические тени Третьего рейха...(40)

318-319.jpg

Немцы в поселке Гудым...
Признаюсь, перед вами самая малодоказуемая и малоподтвержденная гипотеза в этой книге. И все потому, что пока удалось найти только устные рассказы о тех далеких событиях.
Дело в том, что в 1946 году втайне от своих недавних союзников по антигитлеровской коалиции американцы начали приготовления к первой послевоенной антарктической экспедиции.
Изначально районы ее проведения были определены практически по всему побережью Антарктического континента, но в короткое время эти планы были пересмотрены и для исследования назначены районы в районе антарктической Земли Королевы Мод. В американской печати об этой экспедиции всегда говорилось крайне скупо. Более того, представителям морского министерства запрещалось давать какие-либо комментарии относительно ее задач и целей. И понимание того двояко! Понятно лишь одно: морское или иное заинтересованное министерство США что-то активно искали в Антарктиде. И в любом случае американцы не ошиблись и что-то нашли!
Как известно, в начале 1960-х годов в официальной истории Антарктиды произошло знаменательное событие — здесь был найден уран. Это были не просто залежи, а настоящая подледная кладовая, хранящая запасы, соизмеримые с запасами всего континента, а то и всего цивилизованного мира Причем наиболее богатые руды были найдены как раз… в недрах Земли Королевы Мод. Согласно разным источникам, процент урана в антарктической руде составлял не менее 25–30 %, то есть на целую треть больше, чем в самых богатых в мире месторождениях Конго, откуда США долгие годы черпали «взрывчатку» для своих ядерных фугасов. Но чем эта экспедиция была связана с боевыми группами Туле в Гренландии?

В наши дни у военных аналитиков появилось твердое убеждение в том, что перед участниками специальной экспедиции в 1947 году стояла еще одна задача — провести «военный эксперимент», связанный с новой стратегией США «От полюса — к полюсу». И если внимательно вчитаться в сообщения американской прессы после прибытия кораблей из экспедиции «High jump», нетрудно заметить, что ее главные цели и задачи точно совпадали с целями и задачами экспедиций, проводимых американцами с февраля по июль 1946 года в… Арктике. Она стала своеобразным продолжением серии военных экспедиций: «Маск-Окс» («Expedition Musk-Ох»), «Фростбайт» («Expedition Frostbite») и «Айсберг» («Expedition Iceberg»). И здесь научным задачам отводилось лишь второстепенное место. Тем более что все они проводились специальными частями армии и флота США в безлюдных арктических районах Канады и в Северной Атлантике. Так, «Маск-Окс» стала наиболее крупной операцией спецчастей Сухопутных войск США по испытанию армейских снежных автомобилей-вездеходов «Леминг» и «Пингвин» на безлюдном в 6 тысяч километров маршруте Северной Канады в различных условиях погоды и местности Севера. Одновременно были проведены испытания образцов полярной одежды канадской и американской армии; определение способов разбивки бивуаков, приготовления пищи и влияния холодного климата на личный состав; проверка методов доставки снабжения подвижным отрядам воздушным путем; сбор физических и климатических данных, уточнение топографических карт маршрутной съемкой и аэрофотосъемкой. С воздуха отряд поддерживали 6 транспортных самолетов «Дуглас С-47», 3 самолета «Норсман» на лыжах и 6 грузовых планеров. Полные сведения об экспедиции «Маск-Окс» и ее результатах не были опубликованы. Стало известно только, что во время экспедиции было открыто много неизвестных рек на севере Канады, определена толщина здешнего ледяного покрова, найдены новые методы разбивки посадочных площадок для авиации и то, что во время экспедиции погибло 5 ее участников.

Другая экспедиция — «Фростбайт» — была проведена ВМС США в Северной Атлантике. Она была разработана с учетом опыта плавания в северных районах Атлантического океана авианосца «Рейнджер» (1935 год) и практических выводов из экспедиции «Маск-Окс». Корабельным отрядом, состоящим из новейшего авианосца «Мидуэй» (тип модернизированной «Эссекс»), 3 новых эсминцев («Фогельгезанг», «Стормс», «С.Р. Уор») и танкера обеспечения, командовал контр-адмирал Кэсседи. Основные задачи экспедиции: изучение особенностей плавания корабельного отряда в условиях боевой деятельности в арктических районах, определение характера и эффективности использования артиллерийского и торпедного оружия, выяснение возможностей использования различных типов авианосной авиации в арктических районах, испытания новых образцов оружия (127-мм зенитных орудий и ракетных снарядов. — Авт.). По заявлению руководителей экспедиции ее истинное назначение носило стратегический характер.

Результатом экспедиции было признано установление возможности проведения боевых операций авианосных соединений в полярных водах. Операции авианосной авиации с авианосцев типа «Мидуэй» в зимнее время оказались вполне возможны в любом районе южнее границы сплошного льда. Несмотря на присутствие на борту авианосца 25 американских журналистов выводы из экспедиции так и не были опубликованы в открытой печати. И третья, весьма любопытная экспедиция американских кораблей под командованием контр-адмирала Р.Г. Крузена (перед войной помощник контр-адмирала Р. Бэрда во время экспедиции в Антарктику. — Авт.) получила название «Айсберг».

В ее состав вошли 2 ледокола «Вайтвуд» и «Нордвинд», а также гидроавиатранспорт «Нортон Саунд» с группой гидросамолетов РВМ. Этот поход стал прямым продолжением экспедиции «Фростбайт». Результаты экспедиции в печать не попали.

Во время этих арктических тренировок американские моряки и морской спецназ отработали некие задачи, результаты которых в дальнейшем позволили направить специальную эскадру в антарктические воды. Но, к сожалению, пока мы можем их отнести к «результатам, которые так и не были опубликованы в печати».

Сегодня мы лишь приблизительно можем судить об их результативности. Во-первых, в мае 1946 года морское министерство США запросило у конгресса более 55 миллионов долларов на переоборудование 15 военных кораблей для плавания в арктических и антарктических водах. В этот список вошли 9 эскадренных миноносцев новейших типов, подлежащих переоборудованию для борьбы с подводными лодками дальнего действия.

Во-вторых, 2 американские подводные лодки были переоборудованы в подводные войсковые транспорты. Каждая из них могла принимать до 100 солдат с легким вооружением. Радиус действия этих лодок для скрытной перевозки войск и грузов — более 2,5 тысячи миль. Хотелось бы заметить, что, судя по количеству десантников, это были большие океанские субмарины. Возможно, некогда они состояли в «личном конвое Гитлера». Вскоре в качестве подводного транспорта появилась еще 1 подлодка. Четвертая подлодка планировалась к использованию в качестве «полярного сторожевого корабля», снабженного самолетом и приборами наблюдения за воздухом. Получается, что к некой операции готовилась специальная подводная группа, способная скрытно доставить в любую точку побережья Мирового океана не менее батальона специального назначения. И главное, все 3 арктические экспедиции стали прологом для реализации плана будущей экспедиции контр-адмирала Ричарда Бэрда в Антарктику. Но может, был еще один «подтекст» проведенных в Арктике учений? Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, еще раз вспомним об «Урановом проекте» Третьего рейха, о котором рассказано в главе 3. Правда, с позиции англичан.

Дело в том, что работы над атомным оружием (по программе «Tube Alloy») на Британских островах начались еще в декабре 1941 года Но в 1943 году неожиданно для участников проекта, в целях безопасности, все они вместе с необходимым оборудованием были переправлены в… Канаду. Однако в абвере неким образом об этом все же узнали. И весной 1944 года к канадским берегам было направлено несколько «серых волков» Дёница, на борту которых находились специальные диверсионные группы из дивизии «Бранденбург». Задачи этих диверсантов и сегодня остались неизвестными, но ясно, что одна из них предполагала либо уничтожение атомной лаборатории англичан, либо — захват ее документов.

О необычных подземных базах нацистов на канадском Севере американские и английские разведчики заговорили еще в апреле 1944 года, когда у североканадского острова Принс-Патрик английская субмарина потопила нацистскую подлодку U859. Большая часть ее экипажа погибла, но 20 моряков выжили и были захвачены в плен. Скорее всего, кто-то из них и сообщил о тайных убежищах фашистов на территории Канады. Вероятно, эти тайные убежища каким-то образом были связаны с антарктическими базами нацистов «Хорст Вессель» или «Новая Швабия». Например, теми же туннелями? И не о том ли хотели рассказать австрийские журналисты?

Правда, есть несколько «нестыковочек», которые, с одной стороны, подтверждают отдельные моменты гибели этой гитлеровской субмарины, а с другой — откровенно опровергают историю ее гибели у канадского острова.

Подводная лодка U859, которая принадлежала к семейству океанских транспортных подводных лодок IX-D2 серии, была построена летом 1943 года на бременской верфи «Везер» АГ и действительно была потоплена английской подлодкой на Тихом океане в 1944 году, из ее экипажа действительно осталось в живых 20 подводников. Но на этом все сходство и заканчивается. И далее начинаются серьезные расхождения в фактах.

Во-первых, U859 была потоплена не весной, а 23 сентября, и не у арктического острова Принс-Патрик, а в Малаккском проливе. Во-вторых, считается, что она была потоплена британской субмариной «Тренчант». Правда, как при этом и каким образом в живых осталось 20 германских подводников — непонятно и сегодня. Да и весна в канадской Арктике далеко не лучшее время для плавания как немецких, так и английских подводных лодок.

Быть может, речь снова идет о подлодке-двойнике, например, все из того же пресловутого «призрачного конвоя», которая действительно приходила в канадскую Арктику? По-моему, нам стоит задуматься! Тем более что в главе 3 уже было рассказано о существовании германского «Командования Япония». К чему это напоминание?

Дело в том, что в 1971 году вышел роман немецкого историка Вильгельма Ландвига под названием «Идолы против Туле», в котором была подробно описана крупная германская база в арктической Канаде. По заявлению автора эта база обслуживалась немецкими военнослужащими, имевшими на вооружении специальные самолеты и летающие тарелки, вооруженные электромагнитными пушками типа «Metallstrahl». Эта книга осталась бы просто фантастикой, если бы не покупка, сделанная американским уфологом Уильямом Лайоном у старьевщика из небольшого городка Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико). Она представляла собой необычный прибор с гитлеровской свастикой в центре циферблата, заключенной в круг. Эта символика прямо указала на его использование в неком техническом устройстве, имевшем прямое отношение к обществу Туле. Более внимательное изучение прибора показало, что Лайон купил… вспомогательный компас-радиомаяк для самолетов люфтваффе или — иного ведомства Третьего рейха: его обозначение «Peiltochterkompass» не оставляло никаких сомнений. Но самым интересным оказалось то, что это был не магнитный компас, а самоориентирующийся по положению солнца за счет поляризованного света Какая же здесь необычность?

Во-первых, штат Нью-Мексико — это место, где в бывшей колонии для малолетних преступников — «Лос-Аламос» — был создан… главный научный центр «Манхэттенского проекта». А во-вторых, штат находится на границе с Мексикой, а потому смысл использования здесь не магнитного компаса как-то теряется. Разве что он был установлен на борту летательного аппарата как резервный. Но тогда этот ЛА должен быть предназначен для полетов в приполюсных районах. Либо он попал в руки старьевщику из северных штатов США, либо — из Канады. И новый вопрос «Почему именно отсюда?»

В 1997 году увидела свет книга американского историка Генри Стивенса «Пропавший батальон и германские Арктика, Антарктика и неизвестные базы», где автор рассказывает о неизвестной ранее работе некоего подразделения СС — IV исследовательского отдела СС, который, скорее всего, работал под непосредственной юрисдикцией особого командования доктора-инженера СС Ганса Каммлера. Ведь его главной задачей было «проведение исследований с целью сделать Германию независимой от иностранных источников энергии». Конечно, нельзя прямо утверждать о реальности существования подобного подразделения СС, но внимательно изучить возможность его существования — это реально. О том, что такие базы вполне могли существовать в тихоокеанских районах, говорит сам факт появления нацистов в советском поселке Гудым на… Чукотке.

Короткий рассказ о том, что здесь происходило в конце 1930-х — начале 1940-х годов, оставил местный историк-краевед. К сожалению, он был сугубо гражданским человеком, а потому в рассказе много неточностей. Но для меня главное, что это рассказ реального человека, а те детали, которые он упустил, всегда можно дополнить из соответствующей литературы. Предлагаю познакомиться с тем, что получилось.

На месте нынешнего поселка Лаврентия (район мыса Харгилах) в 1928 году была открыта «Чукотская культбаза». Это был целый поселок, состоявший из десятка жилых домов, школы-интерната, ветеринарного пункта, мастерской по ремонту руль-моторов и бытовой техники, больницы, цинкового склада, дома-фактории. Чуть в стороне было поставлено несколько яранг, в одной из которых жил косторез по моржовому клыку Онно.

Именно сюда, а не в Анадырский залив, 6 сентября 1940 года пришел лже-«Семен Дежнев», а вернее, гитлеровский вспомогательный крейсер «Комет», где германские водолазы осмотрели винторулевую группу своего корабля и подводной части судового корпуса. Немцы быстро закончили подводный осмотр корпуса и крайне быстро покинули стоянку. Его уход был столь скорым, что местный экспедитор даже-не успел передать на борт почту для Петропавловска-Камчатского и Владивостока. Однако, как выяснилось, краткость этой стоянки не помешала высадить на Чукотское побережье десантную группу со специальным оборудованием для создания некой лаборатории в поселке Гудым Об основных рабочих задачах этой лаборатории мы можем пока только предполагать, так как после войны в районе поселка Гудым были проведены грандиозные строительные работы, которые полностью уничтожили следы присутствия здесь нацистов. И только из памяти местных жителей они не смогли их стереть. Правда, эти воспоминания крайне разрозненны.

Еще одним направлением для поисковой работы историков может быть рассказ о предвоенном поиске и разработке нацистами так называемого «певецкого урана». И хотя эта теория перекликается с содержанием главы 3, но короткая гипотеза о попытке реализации одного из самых секретных проектов Третьего рейха в советской Арктике представлена именно здесь

Итак, известно, что с 1947 года в ведении «Дальлага, («ЧаунЛаг») существовали 3 обогатительные урановые фабрики которые были названы в соответствии со своим местоположение относительно поселка Певек: «Западная», «Северная» и «Восточная». Однако в СССР только-только развивалась уранодобывающая промышленность, а ведь прежде уран надо было отыскать. Возможно, что в составе высаженной осенью 1940 года с рейдера «Комет» где-то в районе мыса Харгилах немецкой партии вполне мог оказаться специалист по геологии, который и провел разведку в здешних краях на предмет присутствия урана.

Итак, вот три возможных направления работы некой лаборатории (или лабораторий фабрики. — Авт.) нацистов в довоенные и первые военные годы. Возможно, кто-то дополнит информацию об их работе или подскажет новые направления поисковой работы. Особо важным здесь могут быть изыскания местных краеведов и историков.

Кроме того, известно, что до 22 июня 1941 года на б Анадырского залива велась добыча угля для обеспечения судов идущих по Севморпути с востока на запад. Для этого в 1941 вблизи нынешнего поселка Беринговский был сооружен рудник «Бухтуголь».

В 1949–1956 годах рядом с поселком Эгвекинот был центр «Чукотстройлага», служивший перевалочным пунктом для судов приходивших в Анадырский залив. А неподалеку находился ник «Ильтинский» («Чаунчукотлаг»), в шахтах которого добывалась оловянная руда. В 1995 году добыча руды была прекращена а к началу XXI века поселок покинули последние жители

В послевоенные годы военная база Гудым была построена к северо-востоку от аэропорта Анадырь. Свое необычное название поселок получил в честь одного из руководителей строительства инженера Гудымова.

По данным местного краеведа, в районе поселка Гудым имелись подземные сооружения, якобы построенные в 1958 году для управления пусками межконтинентальных баллистических ракет, как часть так называемого «северного ядерного щита СССР». В 2002 году объект «Гудым» был брошен военнослужащими, а в поселке из всех жителей остались только одиночки, с трудом выжившие после их отъезда.

Подземная база «Гудым» существовала до 1992 года и представляла собой огромное сооружение, имеющее, по крайней мере, 2 центральных входных портала и развитую систему вентиляции. Она имеет противоатомную защиту, вес большинства бронированных дверей достигает 40 тонн. Объект разделен по уровням доступа личного состава, для доставки грузов сооружена железнодорожная узкоколейка. С середины 1980-х годов из сооружений базы было вывезено обычное и ядерное оружие, и ее цеха были отданы под склады Анадырского гарнизона. Судя по фотографиям, размещенным на сайте корпункта телеканала ВЕСТИ Чукотка, сооружения подземной базы представляют собой стандартные объекты Министерства обороны СССР, на которых автору данной книги пришлось проходить службу в начале 1990-х годов. Дополнением является только брошенное оборудование и вооружение, что может указывать на спешность покидания объекта. И что интересно — продовольственные запасы здесь были в немалом количестве (они вывезены), но компрессоры морозильных установок готовы к работе и сегодня. Любопытно видеть даже готовые к работе помещения управления энергосистемой и систему автономного энергообеспечения.

От собственно поселка Гудым сегодня осталось совсем немного. Если судить по фотографиям сайта Чукотка/Чукотский форум, то поселок Гудым представлял собой обычный советский полковой или бригадный гарнизон. Он состоял из нескольких 5-этажных «хрущевок», десятка старых 2-этажных «финских» домиков для проживания офицерских семей, деревянной (1950-х годов) санчасти, двухэтажных казарм и сооружений для бытового обеспечения военнослужащих, торгового центра, танкодрома, на котором и сегодня валяются корпуса танковых тягачей и пустые топливные цистерны. Сегодня у нас уже есть возможность внимательно осмотреть сооружения поземной базы «Гудым». И хотя вряд ли здесь что-то осталось от лабораторий нацистов, но вдруг что-либо найдем любопытное? И тогда этот раздел перестанет быть самым малодоказуемым в данной книге. А может, окажется самым реальным «кончиком нити», которая приведет нас к разгадке очень многих арктических тайн Третьего рейха.

Сергей Ковалёв.
(продолжение следует)